Офени: самые загадочные русские язычники?

Jan 22, 2017 00:51

«Не было в русской истории более закрытого и более таинственного сообщества, чем офени. Даже о масонах, которые во все века окутывали себя ореолом тайны, известно гораздо больше.» Русская Семерка russian7.ru.
Так начинается статья, распространившаяся по сети(в частности пример жж ) о торговцах  со Владимирской губернии(!!!), со своим языком от которого вроде и пошла та самая феня.


Странно, но когда это я прочитал первые два верхних предложения, появилось ощущение что сейчас будут рассказывать о славянах -язычниках(хотя вроде далёкого от неоязыческих проблем сайта), и так далее.. И действительно, одна из версий была об этом. Неплохой повод поговорить насколько это правда: не уж то «по фени ботали язычники»-и пора ли всяким любителям «алфавита до Кирилла и Мефодия» и прочим обратиться к тюремному языку в поисках сакрального смысла!?
Попробуем разобраться:


В самой статье говориться, о заимствование из других языков, таких как польский, марийский, тюркский, греческий. Поэтому можно оставить речь о сакральном языке волхвов!! Но тем не менее разговоры о языческих корнях и таинственных служителях культа  идут, по крайне мере как одна из версий:
«Существует теория, по которой и офени и скоморохи изначально были жрецами языческого бога Трояна. Культ Трояна существовал на Руси в дохристианскую и даже в доперуновскую эпоху. Троян был триединым божеством, соединением мужского, женского и общего начала. В христианской культуре триада трансформируется в почитание Троицы
Интересно, что за теория !?
Ведь о жрецах Трояна не знают исторические источники. Примечательно, что на некоторых неоязыческих ресурсах есть интересное дополнение к этой статье:
«Всезнающая Википедия мазыков пока не знает, знает только деревню Мазыки. Про мазыков же, о которых идет речь, можно прочитать у Алексея Андреева и Александра Александровича Шевцова.» Это уже наличие таких авторов указывает нам на скользкий путь попадания в какой-нибудь заповедник народного быта, где его обитателя подвергаются разного рода испытаниям от Сан Саныча в том числе и битью и явно  несколько  далёким от традиционной культуре. Но зато «Тропа Трояна"
Относительно Трояна, то на Руси упоминания встречается лишь в «Слове о Полку Игореве» и апокрифе «Хождения Богородицы по мукам». Есть ещё в фольклоре балканских славян.
Конечно «доперуновская эпоха» может навеять воспоминаниями о Борисе Александровиче Рыбакове с его Родом. Однако сам академик никогда подобных версий не выдвигал о триедином божестве Трояне, а наоборот считал его римским императором Траяном, жившем в конце I-начале II века нашей эры, был в эдаком «мейнстриме» или просто соглашался с вполне понятными доводами! [Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972.С. 421-437.]
Какими!? На Балканах знали императора Траяна-часть Римской империи как никак!
И конечно его личность определённым образом могла мифологизироваться среди тогдашнего местного населения и через поколения в поколения он и оказался Трояном.
" И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ." Сл. и откр. св. апостол, 5 (XVI в.).
Конечно, представители мифологической школы не были бы сами собой, если бы что-то подобное не на придумывали: как так могли и мифологизировать историческую личности!!! Но это определённо это проявление сил природы и их сродства с народами! Однако не всё так просто в их штудиях. Хороший обзор существующих точек зрения на фигуру Трояна из «Слова о полку Игореве» Лидии Викторовной Соколовой, часть из которого процитируем ниже:
«В XX столетии исследователями было предпринято много попыток определить функциональную сущность бога Трояна в славянском языческом пантеоне и с позиций высказанного предположения истолковать фрагменты «Слова о полку Игореве», в которых упоминается Троян. Не раз высказывалось предположение, что Троян - бог солнечного света, славянский Аполлон. В XIX в. эта мысль содержалась в контаминированных построениях О. Огоновского  и А. В. Лонгинова. В начале XX в. ее повторил М. Пачовский, во многом следовавший при издании и комментировании текста за О. Огоновским, и В. Щурат. Последний считает, что Троян как и Дажь-бог, - это имя верховного бога, бога солнца, образованное от числительного «три». Исходя из этого, В. Щурат толкует «тропу Трояню» как солнечный путь, «в чи Трояни» - как века солнца, счастливые времена, «землю Трояню» - как русскую землю Дажь-бога, солнца. «Седьмой век Трояна» - это, по его мнению, поэтическое обозначение времени Всеслава, подобное поэтическому обо¬значению места в сказках: за седьмой горой, за седьмой рекой. То, что в южнославянских преданиях Троян выступает как противоположное божество - бог тьмы, не смущает исследователя. Это, по его мнению, позд¬нейшая метаморфоза Трояна. Совсем недавно та же точка зрения отразилась в сложной теории Г. Карпунина, о которой будет сказано далее, а в 1985 г. без ссылок на своих предшественников ее пытался обосновать Я. Е. Боровский.
В небольшой статье Боровского, помещенной в журнале «Українська мова і література в школі» излагается точка зрения, согласно  которой Троян - это тресветлое, триединое солнце, солнце-триада. Подтверждение своей точки зрения Я. Е. Боровский видит, как и его предшественники, в этимологии имени Троян, указывающем на триедин¬ство. Однако Я. Е. Боровский видит в этом слове не один корень, а два: тро-ян, т. е. три Яна; Ян, по его словам, - это имя летнего солнца, а Троян - это три Яна, три солнца. В качестве аналогии Трояну-солнцу Я. Е. Боровский приводит Три¬ глава балтийских славян и индийскую Тримурти, которые тоже были, по словам исследователя, божествами солнца. Это заявление - явное недоразумение. Тримурти - это троица древнеиндийских богов: Брахмы, Вишны и Шивы, имевших различные функции. А Триглава балтийских славян современные исследователи убедительно связывают не с солнцем- Белбогом, а с его противоположностью - Чернобогом, не случайно и конь Триглава - черный"
. [Соколова Л. В. Троян в "Слове о полку Игореве" (Обзор существующих точек зрения) // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л., 1990. Т. 44, стр.344]
Что же, разберёмся со скоморохами:



«Порожденные дохристианской смеховой культурой, скоморохи были притесняемы и государством, и церковью.»
Опять: где источник? Или раз притесняемы то это определённо язычники, связанные с дохристианской культурой.
Примечательно, что фиксируются они на фресках Софийского собора в Киеве вместе с там исконно русским инструментом как орган (смотри на рисунке ниже)


Кто не понимает шуток на старославянском сразу отметим, что это явно влияние Византии. Более того, на этих светских сюжетах фресок рядом встречается и ипподром, столь любимый этими самыми румеями.


В нашей же литературе слово мим(не путать с мем) переводили как скоморох. Да и этимологическое происхождение словоскоморох явно не ясно - оно явно не славянское.Кстати, в Византии их  также запрещали и преследовали.{Скоморохи / Петрухин В. Я. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 2012. - Т. 5: С (Сказка) - Я (Ящерица). - С. 18-20. - ISBN 978-5-7133-1380-7}
Однако, далее  в обозримой статьей идёт любопытный пассаж  в духе тех самых неоязычников:
«В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Запрет-запретом, но скоморохи не исчезли окончательно. Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков. С 1700 года начинают встречаться первые исторические упоминания об офенях - ходебщиках и их искусственном языке.»
Конечно, элементы скоморошества попали в народный театр, свадебный фольклор и так далее. Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков  Последнее по крайне мере утверждали даже в советское время сторонники "языческого" происхождения оных.{см. например: Морозов А. Скоморохи на Севере // «Севеp», альманах. - Архангельск, 1946].
А чтобы бродячие артисты переквалифицировались в управдомов, простите в торговцев бродячих это как сказать - по меньшей мере(такие переходы из касты в касту явно бы не одобрили), натягивание совы на глобус. Что не мудрено, опираясь на ложные логические предпосылки.
Да желанной совы славянского язычества на разные явления, далёких от него и куда более сложных.  Конечно, такое можно объяснить в случае с  неоязычникам, но зачем людям далёким от сего явления производить такие действа мне не совсем понятно используя устаревшие теории!?
____________________________________________________________________________________________
*дата обращения  по ссылкам 22 января 2017 года

недоязычество, история, Владимирская земля, традиции

Previous post Next post
Up