Nov 02, 2008 15:58
Вчера довелось побывать на "Ежегодном благотворительном концерте в честь года семьи" (так было заявлено в программе),организованном фондом "Самюсосьяль Москва" и проходившем в Большом зале Московской консерватории.
В ожидании вечера,который наполнит мое сердце музыкой,провел целый день в отделе диссертаций РГБ в Химках,но мысли все время куда-то уплывали,перескакивали с предмета на предмет,рассыпались,и собрать их было чрезвычайно трудно,хотя каким-то чудом удалось осилить одну докторскую,сам не понимаю как.
...И вот зал уже полон,музыканты на своих местах и настраивают инструменты,а меня не покидает ощущение большого события.Выходит дирижер Владимир Зива (руководитель Московского симфонического оркестра) и скрипки начинают разом увертюру к опере "Дон Жуан" Моцарта.Вступают тонким голоском духовые,басы наполняют музыку объемом - все льется непрерывным потоком,музыку не только слышишь,а чувствуешь всем телом ее волшебные вибрации (такого чувства никогда не возникает при прослушивании записи,только живой звук может творить такие чудеса).Депрессивные мысли сегоднящнего дня куда-то исчезли,а самое главное - появилась какая-то сосредоточенность и собранность (вот где она была утром,а?).В увертюре слышится и бесконечный флирт,и лукавые ноты обмана,и предчувствие (пока еще слабое,как еле различимые вдалеке шаги Командора) грозящей беды,но поверх всего этого,как бывает только у Моцарта, - радость жизни,полнота бытия и разливающаяся кровью по жилам Любовь.
Следующим номером стал концерт для флейты с оркестром № 1.Илья Лундин (флейта)вышел и поставил пюпитр с нотами на сцене (ай-яй-яй,не выучил домашнее задание!),и опять зазвучала музыка Моцарта.Сначала неспешно,неуверенно флейта начала нащупывать мелодию при поддержке оркестра,но во второй части (andante) своим одиноким голосом она иногда заставляла замолчать весь оркестр,и тогда в тишине Большого зала звучали только ее нежные звуки.В третьей части оркестр уже во всем покорно внимал флейте,то послушно замолкая,то,следуя ее красноречивым указаниям,вторил ей,добавляя динамики и силы в жизнеутверждающее,лучезарное allegro.Аплодисменты.Конец первого отделения.
Вторая половина концерта началась со звуков,знакомых каждому ребенку:сюита из балета "Лебединое озеро" Чайковского даже вызвала вопли радости (хорошо еще,что не улюлюканья) у публики,во всяком случае,первые две из ее четырех частей.Музыка Чайковского вызвала у меня интересные ассоциации:такая нежная и красивая,но в то же время далекая и недоступная,она вдруг могла приблизиться,оглушить,дохнуть на тебя,как свежим ветром,взрывом оркестра,и снова уйти в небеса,лишь взмахнув перед тобой ярким оперением крыла.Как скромная незнакомая девушка вдруг подбежит,поцелует в щеку,жарко,со страстью,покраснеет и убежит в сад.А ты стоишь в недоумении,а на душе так хорошо от этого неожиданного проявления чувств.И именно так было после сюиты Чайковского.
А потом на сцену вышла очаровательная длинноволосая девушка (как русалка,честное слово!) и исполнила песню Леля из оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова.Ольга Березанская пела с таким задором,будто перевоплотилась в героя Некрасова,лихо взмахивая рукой в конце каждой тирады.Ее меццо-сопрано зажгло во мне желание сходить в оперу (или хотя бы придти домой и включить диск Марии Каллас,но в оперу все равно потом сходить!).Это желание гложет меня уже давно,еще со времени посещений "Музыкальной гостиной",то временами затихая,то вновь разгораясь с новой силой.
Потом было объявлено,что выступит 16-летний кларнетист Нарек Арутюнян,победитель многих международных конкурсов,мальчик,который уже в следующем году дает сольный концерт в Карнеги-Холле.В его исполнении "Кармен" обрела какую-то джазовую тональность,в ней было что-то ночное,печально-блюзовое,меланхоличное.Это была музыка,которую так приятно иногда поздно ночью слушать по радио на кухне.
А потом были феерические половецкие пляски из оперы "Князь Игорь" Бородина.Я ждал улюлюканий (ведь всем эта мелодия известна),но их не было.Все были погружены в музыку,которая,начавшись с медленной тихой песни,а потом перейдя к восточным танцевальным ритмам,приковывала к себе и не отпускала.Оглушительный гром ударных,скрипки,духовые и басы в едином порыве - все это поцелуи музыки.Чувствовал себя зацелованным.Это был праздник,с которого не хочется уходить,и было неприятно видеть,как многие сразу ринулись после последних аккордов к гардеробу,падая,наступая друг другу на ноги.Мы же не спешили.
Прогулка по Красной площади...Пустота вагонов метро...Тихое гудение электрички...Медленное погружение в сон.
День закончился,а музыка продолжает звучать.И все мои кажущиеся глупыми и неуместными восторженные эпитеты и метафоры - это лишь жалкая попытка продлить очарование музыки,запомнить это чувство,зафиксировать его,как хочется навсегда запомнить первый поцелуй.
Концерты,
Музыка