В Государственную Думу внесен законопроект о запрете использования на территории России "информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым на территории РФ ограничен". В переводе с депутатского на русский, о запрете в России обхода блокировок интернет-сайтов.
Для этого VPN-сервисы и сеть TOR должны использовать списки заблокированных сайтов и не пускать на них. А поисковые системы не должны показывать в своей выдаче ссылки на заблокированные ресурсы.
С одной стороны, это выглядит как последовательный шаг в обеспечении информационной безопасности - ну действительно, если одни участники рынка (провайдеры), должны обеспечивать исполнение блокировочного законодательства, то почему другие участники рынка (VPN-сервисы) не должны делать так же?
Но с другой стороны, это выглядит именно так, как выглядит любой законопроект, касающийся Интернета. Ну, вот как, объясните, можно запретить использовать программу для ЭВМ? Как можно контролировать, что именно я запускаю на своем собственном компьютере? А ведь именно об этом идет речь в законопроекте.
В качестве иллюстрации невозможности борьбы с Интернетом расскажу вам известную в профессиональных IT-кругах историю. В 1993 году правительство США начало расследование в отношении автора известной криптографической программы PGP, потому что распространение средств сильной криптографии за пределы страны регулируется. Тогда автор программы взял и напечатал ее исходный текст в собственной книге, посвященной алгоритмам кодирования. И любой человек мог купить эту книгу, отсканировать текст, распознать его и скомпилировать в работающую программу. Ну, или от руки перепечатать, если терпения хватит.
А поскольку распространение книг, согласно первой поправке к конституции США, не может быть ограничено, правительству пришлось свое расследование закрывать.
О чем говорит нам этот пример? О том, что любые попытки ограничить что-то в Интернете - это борьба с ветряными мельницами. И пока 450 депутатов ведут эту бессмысленную борьбу, очень приблизительно понимая, о чем идет речь, десятки тысяч высококвалифицированных IT-специалистов по всему миру думают, как сделать эту борьбу бесполезной.
И что-то подсказывает мне, что я знаю ответ на вопрос, кто из них кого в конечном итоге перехитрит.