Итак, 1997 год, ФК Ростсельмаш проводил сборы в ОАЭ...
Кстати, этот неприятный случай достоин отдельного описания. Тем более, что в спортивных средствах массовой информации говорили о нас тогда Бог знает что. Поэтому стоит объяснить, как всё происходило на самом деле.
В Эмиратах был запланирован ряд контрольных матчей, один из них - против венского «Рапида». Получился он крайне скандальным, и прежде всего из-за вызывающе-заносчивого, а порой исключительно грубого, доходящего до откровенного хамства поведения футболистов, тренеров, всей делегации «Рапида». К сожалению, безвинно виноватыми в произошедшем инциденте могли оказаться именно мы. Я думал, что очень большие неприятности ожидают в будущем лично меня, хотя никакой вины за собой не чувствую и по сей день.
Впрочем, все по порядку. «Рапид» в настоящее время - команда интернациональная, в которой кроме австрийцев выступают поляки, венгры, югославы. Команда физически очень сильная: два центральных защитника ростом свыше 190 см. Но рост - ростом, а поведение - поведением. Оно-то как раз и было явно провоцирующим. В нём откровенно проявилось негативное и высокомерное отношение к нашей стране: приехали тут какие-то нищие, голь перекатная. Да умеете ли вы вообще играть в футбол?
Увы, с подобным отношением к себе российские спортсмены сталкиваются все чаще. Вспомните хотя бы беспрецедентные скандалы на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, неоднократное беззастенчивое засуживание наших футболистов, переигровку «Локомотива». Унижению россиян в последнее время нет предела!
В том матче австрийцы и их легионеры попытались унизить и нас. Только сделать это мы им не позволили.
С начала встречи стало ясно, что противник играет даже не на грани, а за гранью фола. Тычки, подножки, удары по ногам следовали один за другим.
Главным тренером венской команды тогда был бывший защитник мюнхенской «Баварии» Клаус Аугенталлер. Вообще делегация «Рапида» выглядела весьма внушительной: приехали руководители клуба, спонсоры, еще какие-то личности. И вся эта толпа бурно реагировала на каждый свисток арбитра, особенно когда штрафной удар назначался в нашу пользу.
Я никогда ещё не слышал настолько громкой и явно предвзятой реакции на происходящие события. Будто собрались не футбольные профессионалы, а кучка невоспитанных горлопанов. Они откровенно хотели оказать психологическое давление на бригаду местных судей, которых, наверное, также считали людьми второго сорта. Эта разъяренная толпа буквально взвывала, вопила, свистела, размахивала руками, то и дело демонстрируя непристойные жесты.
Подобное поведение передалось и футболистам «Рапида», игравшим все грубей и опаснее. Понятно, что и терпение наших ребят не беспредельно. Они тоже стали играть более жёстко, в то же время стараясь действовать в рамках правил. Такая тактика, считаю, была полностью оправданной. Нельзя позволять садиться себе на голову, вытирать о себя ноги. Дай мы слабину, они бы нас точно раздавили.
Чувствовалось, что дело идёт к скандалу. На 30-й минуте первого тайма он фактически и начался. Буквально в четырёх метрах от скамейки запасных, где находился я, польский легионер «Рапида» упустил мяч за боковую линию. Мяч вышел, наверное, сантиметров на тридцать, и боковой судья, естественно, назначил вбрасывание.
Что тут началось! Крики, визг... А затем футболист (если его можно так назвать) подошел вплотную к боковому арбитру и плюнул (!) ему в лицо, Я отчётливо видел это собственными глазами. Подбежал главный судья матча, переговорил со своим помощником, после чего вполне справедливо показал игроку «Рапида» красную карточку.
Не поверите: того не могли выдворить с поля в течение восьми минут. Он наотрез отказался уходить, что-то орал всё время, делал угрожающие знаки.,. Мол, пусть лучше арбитр покинет поле.
Кругом базар, гвалт! Подбегают ко мне менеджер соперника с русским переводчиком: «Coach (англ. -тренер), раз нашего удалили, давай уж заменим его и продолжим матч».
В нормальной ситуации я бы не стал возражать - игра-то ведь неофициальная, контрольная. Но, возмущенный их омерзительным поведением, ответил категорическим отказом. Если бы даже футболиста противной команды выгнали за неумышленную грубость, вопрос можно было бы полюбовно уладить. Но только не после всего творившегося хамства! Пластаться и стелиться скатертью - не в моих правилах. Да и ребята бы меня не поняли.
Тогда я решил увести команду с поля, махнул всем рукой: хватит, наигрались! И только после этого демарша нарушителю пришлось покинуть площадку.
Со злости он, сняв футболку, швырнул ее в сердцах подальше.
Встреча продолжилась, но нервы игроков находились уже в таком напряжении, что было достаточно любой искры...
Помню, подходит к бровке Сергей Нечай:
- Василич, чувствую, дело идет к драке. Как быть?
- А я, Серёжа, не чувствую, я почти уверен. В любом случае не давайте себя запугать.
- Не волнуйся, Василич, не дадим.
Заканчивается первый тайм - ничья 0:0. В перерыве нависло предгрозовое молчание. Как мог, я старался успокоить ребят: «Не уступайте в борьбе, но и ни в коем случае не начинайте драку».
Затем уже Прудиус сыграл довольно резко и был удалён с поля. Он не стал спорить и спокойно покинул его.
Ко мне снова подбегают:
- Coach, давай поменяем игроков!
- Не надо. Виноват, удалили - пусть уходит с поля.
И тут уже в центре поля чуть до рукопашной не доходит, вот-вот стенка на стенку пойдут. Наблюдая со стороны, я с ужасом вижу, как к Нечаю, который и стоял-то поодаль, сбоку незаметно подбегает, кажется, венгр и что есть силы бьет Сергея шипами в колено. Повезло ещё, что этот подлец и садист (не нахожу других слов) промазал. Иначе просто выломал бы Сергею мениск и крестообразные связки, мог бы на всю жизнь сделать парня инвалидом.
Теперь уже не выдержал Миша Куприянов, который, кроме всего прочего, был очень дружен с Нечаем. Михаил воспитывался на Кавказе, в Махачкале, где подобное поведение никогда не приветствовалось. Будучи человеком справедливым, он всячески пытался сдерживаться, находиться подальше от этой мерзкой заварухи. Но когда столь жестоко бьют твоего друга!!!
Такого мастерского боксерского удара мне видеть пока не приходилось. Миша так «приложился» к физиономии Серёгиного обидчика, что череп того, казалось, раскололся на две части.
Судья сразу дал свисток об окончании матча, а противники наши вдруг резко успокоились, будто сразу же отрезвев. Кое-кто ещё пытался исподтишка показывать жестами, что бы они с нами сделали, если бы... Но их решимость драться явно поубавилась.
Проходя мимо меня, «пострадавший» все же не удержался, чтоб не задеть:
- Coach, fuck you!
- Иди-иди, парень, тебя уже... - констатировал я фактический итог скандала.
Покидая поле, ко мне подошли местные судьи матча со словами:
- Русские, вы не виноваты, не вы первыми начали. У нас тогда ещё не было сотовых телефонов, а половина австрийской делегации уже достала «мобильники», передавая яростные сообщения «о жесто-д ком избиении русскими вандалами знаменитых! европейских футболистов». Через десять секунд эту новость знал уже весь мир. Хотя бы не позорились, сообщая во все концы света, что вас побили!
В раздевалке драка отчасти вспыхнула вновь. Кто-то из австрийцев что-то сказал или показал... Ну и горячий Прудиус, разогнавшись, как врезал!..
Эти снова за телефоны: «Нас здесь бьют, убивают!»
Наконец, всех растащили и «Рапид» быстренько уехал. Мне было и горько, и тревожно, и смешно. Я, конечно, делал вид, будто сильно рассержен на ребят. Но, скажу честно, в тот момент был горд за свою команду, проявившую мужество, стойкость, показавшую себя настоящим дружным коллективом.
Выходя из раздевалки, видим: к стадиону подъезжает «Мерседес» с двумя красно-белыми флажками на капоте. Как нам объяснили, это пожаловал сам посол Австрии в Объединённых Арабских Эмиратах. Я сразу понял, что инцидент может вызвать международный скандал. Однако соотечественники посла уже уехали, да и он, внимательно посмотрев на нас издали, вскоре удалился.
Буквально на следующее утро почти все спортивные издания поспешили сообщить о скандале, случившемся в Эмиратах. Газета «Спорт-экспресс», например, вышла под заголовком «Побоище в Дубаи!» В гостиницу, где мы проживали, от кого-то из наших поклонников пришёл факс, в котором была перепечатана эта статья, а через всю полосу наискосок шла надпись: «Молодцы!».
Через день была намечена встреча с другой командой из Австрии - с «Зальцбургом», который за две недели до того купил вратаря одесского «Черноморца» Суслова. Когда австрийцы приехали, он подошёл поздороваться с нами и рассказывает:
- Футболисты «Зальцбурга» на установке спрашивают у своего тренера: с кем играем?
А тот в ответ:
- С русскими боксёрами.
Наша команда от хохота даже перестала разминаться. А Куприянов, чувствуя свою вину, смущённо говорит:
- Василич, но я же по делу...
- Да всё правильно, Миша, не переживай.
И еще один примечательный факт: перед началом матча футболисты «Зальцбурга» поприветствовали нас, пожав каждому руку:
- Правильно вы их отделали. Они точно так же по-хамски ведут себя и в чемпионате Австрии.
А мы отвечаем:
- Если будет нужна наша помощь, приедем. Звоните, ребята, вызывайте...