Feb 21, 2019 13:33
Ситуация в промышленности Беларуси по-своему уникальна. Как я уже объяснил в предыдущем посте, промышленность СССР находилась в зависимости от партийного руководства страны, выполняла фиксированные плановые показатели, находилась под контролем работников идеологии, соответственно не находилась в свободном рыночном поле. И у предприятий практически не было собственных оборотных денежных средств, они сдавали произведённую продукцию государству, государство платило работникам фиксированную зарплату, основной мотивацией работы их были плановые показатели, а не прибыль в денежном выражении. И вот девяностые, в России в частности, эти предприятия были выставлены на аукционы для приватизации. Приватизацию начали осуществлять для того, чтобы предприятия могли жить здоровой экономической жизнью, чтобы деятельность их проходила по принципу "товар-деньги-товар", чтобы власть могла жить с налогов, уплаченных этими предприятиями, и чтобы страна могла участвовать в мировой экономике. В принципе, другого выхода у руководства страны не было, дефицит нарастал, дело могло дойти до полноценного голода. Истоки дефицита товаров народного потребления и продуктов питания находились в самой плановой экономике, которая не учитывала множество факторов, и не терпела снижения экономических показателей. Но дело в том, что в экономике СССР была круговая зависимость. Допустим, если в рыночной среде работнику нужно сделать сто вёдер, а у него кончились ручки, то он говорит менеджеру, менеджер звонит своему поставщику, поставщик привозит в кратчайшие сроки, он расплачивается с ним, они пожимают руки и расходятся, "время -- деньги". В плановой экономике происходит не так. В плановой экономике рабочий говорит мастеру, мастер идёт к руководству, руководство ему говорит, что сломался станок, который делает ручки, порвало шланги, что за шлангами послали в командировку работника в другой город, их ещё нужно "выбить". "Выбить", это когда по плану не предусмотрено, но жизнь заставляет. И вот сидит командированный инженер возле кабинета начальства, ждёт часами, когда оно приедет, чтобы оно выписало со склада несколько штук, так как нужно производить вёдра для народного хозяйства. А эти вёдра нужны в хозяйства, чтобы доить коров, которые дают молоко. Молоко нужно завозить в магазины и столовые, чтобы работники работали, так как голодные работают хуже. А других производителей вёдер нет, из другой стране не купишь. И вот из-за одного шланга тормозится вся экономика большой страны. И таких мелочей было множество, которые в итоге выливались в этот самый дефицит, который для простых капиталистов только в радость.
И вот эти предприятия в России начали приватизировать, чтобы они начали приносить больше пользы, удовлетворять возросший спрос потребителей. Что-то начало работать успешно, что-то нет, но это уже на совести новых собственников предприятий. Беларусь в 90-е годы также столкнулась с экономическими проблемами накопленными за советский период, проходили забастовки, митинги, народ поменял власть, которая была из старой советской номенклатуры. И вот новые люди во власти Беларуси по политически, естественно, мотивам отказались приватизировать эти промышленные предприятия, оставив их в государственной собственности.
То есть, осталась прежняя система контроля, администрирования, отчётности, круговая зависимость, но не стало поставщиков сырья из России. Вернее они стали работать по-другому, за деньги. И вот едут уже не инженеры ждать под дверями важных директоров, а едут политики всё так же, по-старинке, "выбивать" в России, но уже кредиты, чтобы эти государственные предприятия работали. Политики получают за это одобрение населения, преимущество на выборах, население получает рабочие места и зарплаты. Но мотивации в работе также как и в СССР нет, остались те же "несуны", "вредители", бюрократы. Развития соответственно тоже нет, так как доводится всё тот же план, те же показатели количества выпускаемой продукции. Как и в плановой экономике, идёт постепенно снижение объёмов производства, так как предприятия не распоряжаются своими средствами, не имеют возможности подстраиваться под потребителя. Им необходимо подстраиваться, как и при Союзе, под властную верхушку.
Возможны ли изменения? Первоначальный период накопления капитала прошёл в Беларуси, я считаю. Деньги у рядовых людей есть, вполне целесообразно провести приватизацию сейчас. Но очевидно, что это приведёт к потере части власти и контроля над большим количеством людей и денег в стране. В таком виде как сейчас, и при таком порядке вещей, промышленность Беларуси будет только дальше деградировать и терять свой потенциал. Прорыва и кардинального улучшения жизни в стране не будет и после проведения приватизации, но значительно оздоровится экономическая жизнь страны.