Бои "Пепси" и "Кока-Колы" никогда не закончатся. Воюя, колы помогают друг другу выжить, и уход со сцены одного из непримиримых противников неминуемо приведет к тому, что и второму придется потесниться под натиском более мелких, но наглых конкурентов.
Когда-то бытовало мнение, что обе колы принадлежат одному лицу - неизвестному миллионеру, который для поддержания интереса к своим напиткам и устроил эту битву, грандиозное зрелище, затянувшееся во времени и покорившее пространства.
Дольше всего в стороне от заварушки держалась Россия. Посетивший СССР в конце 50-х годов писатель Маркес удивился отсутствию в магазинах знакомого с детства напитка и написал статью под названием "22,4 миллионов квадратных километров без единой рекламы кока-колы". Сейчас "Кока-кола" вкладывает в рекламу на российском рынке по 50 млн долларов ежегодно и выходит на первое место по объему продаж, обойдя своего злейшего врага. "Пепси" не сдается и кричит о себе уже из космоса устами российских космонавтов. Война "Кол" в самом разгаре.
1886 г., Атланта. После поражения в Гражданской войне американский Юг начинает кампанию за здоровый образ жизни и байкотирует ввозимые с Севера спиртовые настойки. Фармацевты заменяют в лекарствах спирт веществом, считавшимся безопасным и морально чистым - кокаином.
Аптекарь Джон Смит Пембертон изобретает новое тонизирующее средство, смешав кокаин с экстрактом орехов кола, завезенных рабами из Африки. Вкус у него был отвратительным, и Пембертону пришлось заглушить этот вкус адской смесью различных масел и трав. 5 мая 1886 г. Пембертон варит в трехногом котелке первую порцию кока-колы. Полученная жидкость представляла собой густой сироп бурого цвета. Она стала продаваться в аптеках и пользовалась спросом у ковбоев как средство от похмелья.
Лето 1886 г. В аптеке Джейкобса, где продавался напиток, появился похмельный гражданин. Он попросил Уилли Венэйбла налить ему колы и развести ее водой из-под крана, как это тогда практиковалось в ковбойской среде. Венэйблу было неохота идти к водопроводному крану, и он развел напиток содовой.
- Эй, слушай, мать твою, да это же чертовски вкусно! Это куда лучше, чем с простой водой! - закричал ковбой.
После этого случая все стали пить кока-колу только с содовой.
То же лето. В Атланте вступил в действие сухой закон. Объем продажи кока-колы вырос в 42 раза. Партнер и спонсор Пембертона Фрэнк Робинсон дает напитку его название и придумывает логотип, используемый и по сей день.
1887 г. Несмотря на обильное потребление кока-колы Пембертон ослаб здоровьем и продал рецепт и 2/3 своей доли Уилли Венэйблу.
Секретная формула Пембертона включала:
масло лимона
масло лайма
масло мускатного ореха
экстракт муската
экстракт листьев коки
экстракт колы
сахар
ванилин
цитрусовую кислоту
апельсиновый элексир
масло нероли
кофеин
1893 г. Нью-Берн, Северная Каролина. Бывший офицер Калеб Брэдем изобретает средство для снижения болей при язве желудка и дает ему название "Напиток Бреда". Напиток состоял из ванилина, масел и специй тропических растений, сахара и экстракта колы.
1898 г. Брэдхэм переименовывает "Напиток Бреда" в "пепси-колу". Новое название составлено из названий двух основных ингредиентов - пепсина и ореха колы. Впервые оно было использовано 28 августа 1898 года.
1899 г. Строится первый завод по разливу кока-колы в бутылки.
1900 г. Кока-кола впервые пересекает границы Европы... в кувшине Чарльза Говарда Кендлера. Открываются заводы по разливу кока-колы на Кубе, в Панаме, в Пуэрто-Рико, на Гуаме и Филиппинах.
1903 г. Достигает апогея антикокаиновая истерия. "Кока-кола" переключается на новую рецептуру с применением обезвреженных листьев коки.
1904 г. Калеб выпускает акции и разливает пепси в бутылки.
1909 г. У Калеба уже 250 производств по разливу пепси в бутылки в 24 штатах.
1914 г. В моде юбка "годэ" с перехватом ниже коленей. Дизайнер Рэймонд Лоуи придумывает для "Кока-колы" фирменную бутылку, напоминающую формой эту юбку. Теперь даже по осколкам бутылки можно узнать, что в ней была именно кока-кола.
1916 г. Юристы фирмы "Кока-кола" подают в суд на подражателей:
Кафе Кола
Пау Пау Кола
Тока-Кола
Кока-Нола
Афри-Кола
Кинг Кола
Колд Кола
Кел Кола
Чар Кола
Фиг Кола
Кос Кола
Кау-Кола
Ко-Ко-Колиан
Сола Кола
Кэй-Ола
Ко Кола
Допб Кола
Кэнди Кола
Кока Ола
Каро-Кола
Кока-Нола
1922 г. После роста цен на сахар Калеб становится банкротом и возвращается к аптечному бизнесу. "Пепси-кола" переходит к Рою Мегарджелу с Уолл-стрит.
1926 г. Юрисконсульт фирмы "Кока-кола" Гэрольд Хирш изгоняет из мира бизнеса более 7 000 конкурентов. Он подает в суд на напитки, похожие на кока-колу даже по цвету.
1928 г. Олимпийские игры в Амстердаме. "Кока-кола" начинает карьеру бессменного спонсора Олимпийских игр. На корабле олимпийской сборной США в страну тюльпанов Голландию завезена партия из 1100 ящиков кока-колы.
1931 г. По заказу "Кока-колы" шведский художник Хаддон Сундблом изобретает образ Санта-Клауса: мужичок в тулупе и шапке фирменной красно-белой расцветки. Прежде Санта-Клаусы были гномами и одевались во что-то невыносимо пестрое.
1932 г. "Пепси-кола" заполучила нового дилера. Это был Чарльз Гут, и он держал камень за пазухой против "Кока-колы" за то, что она не предоставляла ему скидок. Гут открыл продажу пепси в кондитерских магазинах Лофта. "Кока-кола" подсылает туда тайных агентов и поднимает шум, что вместо заказываемой кока-колы клиентам подсовывают пепси. Гут подал встречных иск за очернение репутации служащих Лофта. Война началась.
Через некоторое время "Пепси" снова стала разоряться, и Гут предложил "Кока-коле" ее купить. "Кока-кола" от неожиданности ответила отказом. Гут судится с Мегарджелом и откупается от него за $35000. Теперь фирма "Пепси" принадлежала Гуту на 91%.
1938 г. Торговая марка "Пепси-кола" регистрируется в Советском Союзе.
1938 г. "Кока-кола" предъявляет "Пепси" иск за нарушение прав на торговую марку, заявив, что "Пепси" незаконно использует слово "кола" в названии своего продукта. Первый тур прений закончился временным перемирием. Президенты "Кол" подписали соглашение о признании прав друг друга на свои названия.
1940 г. Специалисты "Пепси" сочиняют первый в мире рекламный джингл для радио. Текст его был простым и запоминающимся, впоследствии его перевели на 55 языков.
Никель, никель - монетка в пять центов
Ту ду ди да да да
Пепси-Кола жажду победит!
Двенадцать полных унций
- это вдвое больше за тот же никель
Пепси-Кола - это для тебя!
Весна 1939 г. Суд признал владельцем "Пепси" компанию "Лофт Инкорпорейшн". Гуту вручили $300 000 и указали на дверь. "Лофт Инк." недолго думая меняет свое название на "Пепси-кола Компани".
1941 г. Сразу после вступления Америки в войну, глава "Кока-колы" Роберт Вудрафф отдал распоряжение: обеспечить каждого американского солдата кока-колой по пять центов за бутылку, где бы ни был солдат и чего бы это ни стоило компании. По всему миру строились новые заводы по разливу кока-колы для американских военнослужащих.
Во время войны "Кока-кола" снова собирает сведения о нарушении прав фирмы. Тайный Совет Великобритании назначает дату слушания дела. "Пепси" нанимает известного адвоката Уэнделла Уиллки и посылает его в английский суд на бомбардировщике ВВС. Тайный Совет решил дело в пользу "Пепси", заявив, что слово "кола" - обобщающий термин. На этом судебные разборки прекратились, и "Колы" стали сражаться на других полях: на рынках сбыта и через правительственные каналы.
Так, в 1943 г. "Кока-кола" существенно расширила свой рынок при помощи президента Эйзенхауэра, который лично потребовал доставить в окопы 3 миллиона бутылок напитка единовременно. Всего в порядке поддержания боевого духа американские солдаты выпили на войне 5 миллиардов бутылок кока-колы. Все это не мешало фирме снабжать по полной программе также и нацистскую Германию. Тем временем "Пепси-кола" в порыве патриотизма переключается на новую, красно-сине-белую схему логотипа и оформления бутылок.
После войны "Колы" делят американские партии. "Кока" выбирает себе демократическую, а "Пепси" - республиканскую.
1952 г. "Операция "Мускулы". В олимпийские Хельсинки на военных кораблях завозится 300 000 ящиков с кока-колой.
1958 г. После длительной рекламы пепси как напитка, "более дешевого за ту же цену", потребители стали называть ее "колой для кухни". "Пепси" начинает борьбу за молодого покупателя под девизом "Будь общительным, пей пепси". Обыкновенную прямую бутылку заменяет эффектная "закрученная".
1959 г. На американской выставке в Сокольниках советский потребитель впервые знакомится с таинственным и запретным напитком кока-кола. Всем посетителям этой выставки, включая Никиту Сергеевича Хрущева, кока-кола наливалась бесплатно в одноразовый стаканчик.
1963-1967 гг.. "Пепси" проводит знаменитую кампанию "Поколение Пепси", чтобы отнять у своего врага основных потребителей софт-дринка - молодежь.
1965 г. Президент "Пепси-колы" Дональд Кендалл и король картофельных чипсов Герман Лей основывают фирму "ПепсиКо".
1969 г. "ПепсиКо" финансирует предвыборную кампанию Ричарда Никсона и в итоге заполучает личного президента Соединенных Штатов. Сражения "Кол" переносятся на Ближний Восток, где пепси утоляет жажду арабам, а кока-кола - евреям.
В стороне от сражения главных "Кол" с переменным успехом бились за свое место под солнцем "Колы" помельче. В шестидесятых-семидесятых годах большой популярностью пользовалась "недобитая" в двадцатые "Афри-Кола" - во многом благодаря работам фотографа Чарльза Уилпа. Снимая из-за обледеневшей стеклянной перегородки, он наколдовал целый мир, интригующий мир смутных обещаний и неясных намеков.
1970 г. "ПепсиКо" разбивает перед своим административным зданием в г. Пурчасе корпоративный парк и размещает там 40 скульптур из коллекции г-на Кендалла. Парк Пепси-колы был призван "выступать средой, которая бы пробуждала творческий дух", и "отражать существенные особенности успехов и достижений эталонной корпорации".
1971 г. Молодежь со всего мира собирается в Италии на вершине холма и хором поет незамысловатую песню: "Я люблю покупать мир кока-колы".
1974 г. "ПепсиКо" и "Кока-кола" решают завоевать советский рынок всерьез. "Пепси" планирует вывозить из России по бартеру водку и бриллианты, а "Кока" - "Жигули". "Жигули" за границей покупали не очень, а водку - с удовольствием, и к тому же г-н Кендалл проходил по категории личных друзей Брежнева, поэтому "Пепси-Кола" смогла получить на советском рынке 12-летнюю фору.
Официальное открытие Новороссийского завода - первого завода по производству пепси-колы в России.
1977-1978 гг. "ПепсиКо" приобретает фирмы "Пицца Хат" и "Тако Белл" и начинает ресторанный бизнес.
1982 г. "Кока-кола" приобретает кинокомпанию "Коламбиа Пикчерз" и тут же продает за ненадобностью.
1984 г. Начинается многолетняя музыкальная кампания "Новое поколение", задействовавшая самых популярных исполнителей.
1985 г. "Кока-кола" расширяет войну против "Пепси" до космических масштабов и снабжает "Челленджеры" "космическими банками".
1988 г. В Москве, в гостинице "Международная" установливают первый в Советском Союзе торговый автомат "Кока-кола".
1988 г. Майкл Джексон снимается в ролике "Погоня", названный на "Грэмми" "самым зрелищным роликом за всю историю рекламы".
Апрель 1994 г. "Кока-кола" открывает в Москве Университет кока-колы.
1996 г. "Пепси" и MTV подписывают договор о совместном сотрудничестве. А чтобы впредь не иметь ничего общего со своими врагами, "ПепсиКо" решает избавиться от красного цвета в своем логотипе и проводит супердорогостоящую ($500 млн.) "Голубую кампанию", в которой участвуют Синди Кроуфорд, Андре Агасси и Клаудиа Шифер. А чтобы не отставать от "Коки" в космосе, посылает 1,2-метровую голубую банку "Пепси" на российскую станцию "Мир".
В рамках "Голубой кампании" выступал Киркоров и перед концертом сказал со сцены:
- Я люблю кока-колу с самого детства!
- Пепси! Пепси!- стали подсказывать ему из зала.
- Ну да, пепси, - поправился Филипп. И добавил:
- Хотя не понимаю, какая тут разница!"
1997 г. У компании "Кока-кола" - праздник: за один год было продано... миллиард порций напитка! Столько же, сколько с 1886 по 1960-й год.
Источник Link plus