Оригинал взят у
visualhistory в
Токио 19 века на раскрашенных снимках Наверное, все читатели этого блога хотя бы однажды видели удивительные фотографии Японии 19 века, раскрашенные от руки акриловыми красками. Таких работ насчитываются многие сотни и в совокупности они создают всесторонний портрет Страны Восходящего Солнца в тот исторический момент, когда вестернизаторские реформы уже начались, но ещё не успели нарушить целостность самобытной культуры, раз и навсегда изменить вековой облик заповедника самурайского феодализма.
Нашёл информацию, что автором этих раскрасок был японский фотограф Кусакабэ Кимбэй (1841 - 1934), который был ассистентом у великого
Феличе Беато и раскрашивал его снимки, прежде чем открыл свою фотостудию в 1881 г. Чуть позже он выкупил негативы своего бывшего патрона и других европейских мастеров, снимавших Японию в те годы.
Сегодня мы покажем ту часть огромной коллекции, которая относится к Токио. В этот город сразу после революции Мэйдзи в 1869 году Император Муцухито перенес столицу из Киото. Тогда же появилось, кстати, современное название, вместо прежнего имени Эдо. В те времена Токио был одним из крупнейших в мире по населению (наряду с Лондоном), но не имел мало общего в облике с современными буржуазными городами.
Все представленные снимки сделаны в период с 1865 по 1895 г.
Сердцем Токио и его главной достопримечательностью тогда, как и сейчас, был императорский дворец (или, по старому официальному его названию, императорский замок):
Как и положено замку, он был окружен рвом с водой:
Вариант снимка:
Хотя стены даже по японским меркам были не самые высокие:
Снова стены дворца-замка и широкий ров:
Среди других достопримечательностей выделялась 12-этажная башня-пагода в парке Асакуса:
Вероятно, она довольно долга оставалась самым высоким зданием в городе.
Так же как в Пекине, сады и парки были одним из главным украшений императорского Токио:
А когда в них цвела вишня, их красота вообще становилась неописуемой, вызывая у самих японцев сильные эстетические переживания:
Разумеется, для японцев смотреть на такие снимки с цветущей вишней в черно-белом варианте казалось делом бессмысленным:
Могу предположить, что в японской культуре была изначально востребована именно цветная фотография.
Отсюда и возник японский феномен акриловых раскрасок, в то время как европейцы штамповали фотохром в четыре краски или что-нибудь ещё попроще.
Снова цветущая вишня:
Цветение ирисов тоже доставляло:
Храмовый комплекс в парке Сиба:
Парк Сиба вообще известен своими храмами и пагодами.
Яркий образец традиционной японской культовой архитектуры:
Шестиярусная пагода в парке Асакуса:
Там же:
Бронзовые статуи в парке Асакуса:
Ещё один из главных парко столицы, Уэно (Уено-коен, создавался как сад храма Каньэйдзи, сейчас здесь сосредоточены основные музеи Токио):
Аллея в парке Уэно:
Чайхана в парке Уэно:
>
Старый, феодальный Токио хотя и был хаотичным одно-двухэтажным городом, но в нём можно было найти удивительно красивые, поэтичные уголки, такие, например, как чайный дом Ogiya:
Теперь пора немного пройтись по улицам.
Под конец 19 века Токио всё же уже воспринял некоторые черты современного города, например, общественный рельсовый транспорт. Вид ул. Симбаси с Гинзы (снимок 1895 г.):
Другой приметой времени стали телеграфные столбы с густой паутиной проводов.
Улица Киобаси:
Торговые ряды в старом районе Асакуса, 1895 г.:
При этом Токио оставался на 99% деревянным городом:
Ещё японская столица была известна своими гейшами. Студийный портрет одной из них по имени Ogawa Kazumasa, 1891 г.:
Панорама Эдо в 1865-66 гг., ещё до того как он стал столицей под именем Токио:
Высокое разрешение