Хотите взять машину напрокат и объехать Шри-Ланку? Взять байк на Шри-Ланке в аренду и ездить по пляжам?
Тогда вам жизненно необходимо знать это всё!
Ну, думал я, раз я уже ездил на байке везде где только можно, так наверно на Шри-Ланке не сильно сложнее! А вот и ничего подобного..
Движение тут невообразимо хаотично и полностью небезопасно. Первые дни вождения байка раскрыли обширный неисчерпаемый запас ругательных слов в русском языке!!
Обычно в Азии можно слегка не соблюдать правила, делать немного опасные манёвры, тебе поулыбаются, поймут, пропустят и все рады и довольны.
Но только не здесь!! Здесь ежесекундный ад и хаос, никакой логики, правил, приоритетов, благородства и тому подобного. Все прут везде, всё делают максимально опасно, но при этом вроде в последнюю секунду пропускают, уступают и всё хорошо. Но разве это хорошо? Нет!
Участниками дорожного движения являются:
- полицаи: регулировщики полностью пассивны, достаточно выполнять их указания и не нарушать при них. Передвижные патрули по 2 человека на мотоцикле - весьма мобильны и непредсказуемы, активно жучат местных, иностранцами которые ведут себя уверенно и не нарушают вроде не интересуются. Есть слух что им запретили останавливать туристов на байках так как в 90% случаев местных прав у них нету, а поэтому логично что сразу случится коррупция, насколько это правда не знаю, но похоже на то.
- пешеходы: постоянно стремятся выйти на проезжую часть, обычно из-за тотального отсутствия тут тротуаров. Хуже них только туристы, которые ещё не поняли что их тут никто не будет пропускать и пытаются бросаться прямо в поток в попытках перейти улицу.
- "мужик на велосипеде": обычно медленно, крайне криво и на полдороги объезжает людей или всякую мелочь на обочине, по которой и передвигается. Смотреть заранее и сигналить им.
- байкеры: варьируются от спокойных дядичек с тётечками на скутерах, до совсем отвязных юнцов на полноценных моцах которые появляются сзади внезапно и не ездят меньше 60км\ч. Обгоняют всё и вся очень отвязно, проскакивают между двух сходящихся встречных автобусов с удовольствием. Первых осторожно обгонять, а вторых высматривать в зеркала перед маневрами.
- тук-туки : трёхколесное азиатское проклятье. Создают суету и толчею на ровном месте, всё время пытаются вас подвинуть в обочину. Варьируются от груженых тормозных моделей, до "слишком проворных таксистов", которые лезут во все дыры, есть они или их нет. Лучше таких пропускать помня о мудрости ДайДуракуДорогу. Любимое занятие тук-туков ехать по центру полосы, хотя ничего им не мешает сдвинуться влево, чтобы его можно было обогнать. Прогоняются двойным сигналом, обгонять лучше тоже после сигнала.
- грузовики: довольно спокойные и медленные, когда груженные и настырные обгонятели когда пустые. Основное их свойство это создавать заторы, которое вынуждает всех творить безмозглое безумство в виде обгонов по встречке через двойные полосы и в повороты, особенно опасны в сочетании с автобусом, которые норовят их обогнать чего бы это ни стоило!
- Автобусы: самый дикий, сумасшедший и опасный участник дорожного движения просто гигантских размеров! Сделан орками в недрах Индии такого размера, чтобы туда могли напихаться сотни индусов со своим багажом и всем своим подворьем. По габаритам занимает полную полосу, оставляя сантиметров 15-20.. Крайне опасен!
Итак попробую разобрать основные столпы безопасности шриланкийских нетрадиционных правил дорожного движения :
1. Бойтесь автобусов
Приоритет тут всегда у автобусов. Если вы видите автобус, надо держаться от него подальше. Если он вас обгоняет, то займите себе сколько можете сантиметров у обочины(полосы) и старайтесь ехать ровно, в скольки бы сантиметрах от вас он бы не пролетал. Вроде как, автобусы в попутном направлении не так опасны, если не совершать резких движений. Ошибкой может быть съезд совсем на обочину за полосу, где частенько встречаются люди, велосипедисты, ямы, дырки, песок, канавы, ссыпавшиеся со склонов горы земли. Старайтесь сильно не вжиматься в обочину, и ехать если не посередине полосы то хотя бы в первой(левой) её трети. Иначе есть риск встретиться с этими препятствиями, которые на байке с большой долей вероятности, равны падению.
Но это ещё цветочки.. Самый опасный зверь это бешеный автобус едущий навстречу вам! Тут есть некое правило, что если встречная полоса свободна, то это непорядок, да и вообще тогда каждый обязан по ней всех начать обгонять. Автобус же обгоняет по встречке вне зависимости от того свободна она или нет, есть там двойная сплошная или нет, видит ли он что там за поворотом или нет.
Поэтому если вдруг вы видите, что на встречке машина\автобус\грузовик остановились, а их сзади подпирает автобус - будьте на 100% уверены что сейчас он выскочит на вашу полосу, заранее прижимайтесь к обочине! Возможно он этого не сделает если за или перед вами едет машина(желательно большая, а не малолитражка), но если там байк или тук тук, то ему пофиг - он будет обгонять, а вы должны будете освободить ему дорогу во что бы то ни стало. Кстати были случаи, что уворачиваясь от автобуса на встречке, машины спрыгивали в кювет, байкеры падали и получали травмы, а автобус даже не думал остановиться и ехал себе дальше. Помните, что автобус в пределах населенного пункта будет останавливаться постоянно, даже если 20 метров назад он вас обогнал, старайтесь держаться за ним или по центру полосы или ближе к разделительной чтобы обогнать в случае остановки. При обгоне включаете поворотник и один раз сигналите чтобы он был в курсе этого. Если едете за ним всегда держите большую дистанцию, довольно резко тормозят.
2. Свободный стиль маневрирования. Создай помеху ближнему своему.
Многие говорят что тут нет никаких правил, наверное как раз из-за того, как маневрирует тут транспорт на дороге. Правила приоритета тут примерно по массе - кто тяжелее того и пропускают, но опять же из этого нельзя сделать никакого правила. Ещё не очень забавно, что тут все наделены правом создать тебе помеху и это не считается у них чем-то зазорным..
- Просто вот тук-туку было влом ждать пока проедут машины, поэтому он разворачивается прям перед всем потоком, все тормозят.
- Или например мотоциклисту перед выездом из двора лень было притормаживать и смотреть по сторонам - и он сразу выскакивает на левую часть полосы, едет там кто-нибудь или нет, пускай все притормозят.
- Машина стоящая на обочине даже видя, что по одной из полос едет поток байков может начать разворачиваться через две полосы, все же притормозят и пропустят, чего им стоит, подумаешь..
- Настырный тук-тук щемится, протискивается, пытается всех сделать справа, а потом слева, подрезает вас, а потом через 10 метров заворачивает к себе во двор, просто видимо у него "my life - my rules" и иначе ему жить не интересно.. да жизнь скучна, когда не пытаешься врезаться во всех вокруг ради собственной 2х секундной выгоды!!
- Если вы едете и тут встречная хочет повернуть через вашу полосу, она тоже может начать поворачивать так, как вы всего-лишь на байке и её не волнует ни ваша скорость, ни ваши тормоза.
Единственный способ предотвратить всё это "мудачество", это заметить его заранее и обсигналить на чём свет стоит, чтобы он понимал что вы его нифига не пропустите и вообще не согласны пропускать всех подряд. Даже если думаете или уверены что вас видят, всё равно сигнальте - даже смотря на вас в зеркало он может начать манёвр, именно потому что ему не посигналили и значит может быть вы тоже думаете что как-нибудь с ним разъедетесь, хотя на самом деле нет. Не пренебрегайте необходимостью сигналить, это не имеет никакого отношения к нашему менталитету аля вы скандальная персона, это способ предупредить чужие опасные для вас маневры. Сигнальте лучше больше чем надо, чем меньше. Опасные трюки всех видов и сортов вы будет видеть на дороге постоянно, это не исключение, опасные маневры это тут правило!
3. Общее настроение - всем пофиг на всё!
Никто не знает что такое безопасное вождение и о таких глупостях не задумывается. Очень удивляет почему они в таком случае ещё все не поубивались? Это просто чудо! =)
У них явно какое-то другое представление о том как должно быть устроено движение на дороге. Именно по этому стоит просто держаться от всех подальше и не создавать двусмысленных ситуаций, где вас скорее всего поймут неправильно, так как у нас совершенно разные понятие о приоритетах и том как надо разъезжаться. Например на кругах или перекрестках. Просто лишний раз никого не пропускайте, либо убеждайтесь точно-точно, что пропускают вас и вы успеваете.
Кстати вас постоянно будет смущать разметка - тут одинарная сплошная нарисована почти везде, даже на перекрестках и все через неё ездят без каких-либо вопросов. Двойная сплошная видимо более серьёзное, настоящее нарушение, так как мы видели несколько автобусов которые остановили за неё, но она тоже тут никого смущает, нарушают её все и постоянно, а начинает пользоваться уважением она только под пристальным взглядом ментов. Дорожных знаков мало, но их тоже игнорируют пока нет полиции, например знаки односторонних улиц. Ах да, ночью некоторым кадрам бывает даже пофиг на то чтобы включить фары, а уж у большинства велосипедистов вообще нету ни одной отражалки на велике, так что будьте осторожны!
Конечно, есть полиция которая отважно дежурит в разных местах и за что-то постоянно докапывается к местным горе-водителям. Всегда хочется остановиться и спросить: "Неужели у всех этих людей есть водительское удостоверение? Серьёзно? И им что рассказывали правила в школе? Не может быть!" Но наказывают их, я подозреваю, только за совсем явные нарушения типа двойной сплошной, светофора и пешеходов под наблюдением самих полицаев. Зато когда полицаи не видят, то ни одно правило не остаётся не нарушенным! )) Думаю полицаи сами это прекрасно знают.
Суммируя всё это, можно однозначно сказать, что правила дорожного движения тут явно нетрадиционные и не похожи на наши. Больше похоже, что вам просто надо ехать на дороге и со всеми договариваться на месте, как вы будете маневрировать. Такой способ, кстати, очень напоминает Вьетнам, где на дорогах тоже 100% ный хаос без единого правила, но все на байках, поэтому особых проблем нет.
Брать или не брать машину или байк? Это как всегда полностью ваше решение и ответственность. Я бы рекомендовал иметь продвинутые опыт вождения в разных странах и страховки. В целом, конечно можно приспособиться к такой ситуации со временем, но общая поцарапанность машин намекает на то, что рано или поздно это всё равно со всеми случается, наверно даже чисто статистически. Меня эта мысль например пугала каждый день, как и общее количество опасных ситуаций возникающих каждую поездку. Но несмотря на это, я отъездил на арендном байке почти полтора месяца без единого повреждения и намотал 1300 километров. Полицаи не остановили ни разу, на всякий случай увидев их, я отворачивался от них в другую сторону(будучи в зеркальных очках) или перестраивался в дальний ряд или прятался за кем-нибудь. То есть делал попытку остановить меня неудобной и опасной, проще было не трогать. В целом отзывы такие, что максимум могут остановить и поругать что нет местных прав. А для вождения машины лучше делать местное разрешение, в прокате вам помогут с этим.
А теперь жду, не дождусь возвращения в Россию - страну хорошо обученных и законопослушных водителей, которые везде и всегда соблюдают святые для них правила дорожного движения, а поэтому ездить там сплошная радость и удовольствие! Звучит как сарказм, но таковым не является. Ибо относительно Шри-Ланки, всё вышесказанное - сущая правда! =)