Тепловоз ТУ2
Всем привет! Сегодня хочу рассказать про зимнюю поездку в поселок Тесово-Нетыльский , что в Новгородской области. Этот поселок широко знаменит в узких кругах любителей железных дорог. А все потому, что здесь расположен уникальный в своем роде музей узкоколейной железной дороги. Недавно я в очередной раз побывал в Санкт-Петербурге и решил съездить с ночевкой в Великий Новгород. А по пути как раз расположен этот музей, так что можно одним выстрелом убить двух зайцев.
Но я не учел одну важную вещь...
Из Питера в Великий Новгород идут 2 вида поездов. Самый быстрый и популярный - это «Ласточка». Она отправляется с Московского вокзала и доезжает за 2 часа 50 минут. Но есть и другая электричка, более медленная, она отправляется с Витебского вокзала и проводит в пути 4 часа. Зато проезжает станцию Рогавка (ударение на 2й слог), она-то нам и нужна.
Из Рогавки в Великий Новгород есть поезд из в 19-27, но это уже поздновато. Конец ноября, темнеет рано, поэтому поезд все же оставался запасным вариантом. По хорошему надо уезжать на маршрутке в 16-35. Но это вечер воскресенья, люди едут из деревни в город, мест может и не быть.
Петербург. Витебский вокзал
Итак, приезжаем с утра пораньше на Витебский вокзал. Конец ноября, в Питере уже -10. Да еще и влажность высокая, поэтому холод собачий пронизывающий. Пока шел 100 метров до электрички уже успел замерзнуть.
Ехать до Рогавки почти 3 часа. Людей сегодня мало. За окном леса и болота в снегу.
В поезде ДТ-1
Когда вышел из поезда, то заметил 2 вещи:
Во-первых, я ожидал увидеть толпу туристов, направляющихся в музей УЖД, но никого не было.
Во-вторых, электричка, на которой я ехал, оказалась не совсем электричкой!Это особый поезд ДТ-1. Он может ехать как на электрической, так и на дизельной тяге. Всего эксплуатируется 13 таких составов, 12 из них на Октябрьской ЖД (читай Питер и окрестности).
Поезд ДТ-1 на станции Рогавка
Питерской влажности тут нет - уже хорошо. Но все еще морозно. Не -10, но что-то близкое. Людей на улице почти нет. Машин, кстати, тоже. Реально, машина проезжает лишь раз в несколько минут. Зато видел велосипедиста.
Так и дошел до центра.
Тесово-Нетыльский
В центре много двухэтажных домов советской постройки. Конкретно это - детский сад.
Тесово-Нетыльский детский сад
Поселок не производит впечатление заброшенного и депрессивного. Дороги и тротуары чистят, в центре даже «Пятерочка» есть.
Но при этом, с 70х годов прошлого века население тут сократилось почти в 3 раза: примерно с 6500 до 2500. В центре и на окраинах есть заброшенные дома.
Тесово-Нетыльский
На первый взгляд это обычный поселок, такой мог бы находиться и где-нибудь в воронежской глубинке. Единственное, что бросается в глаза - торфопредприятие. У нас в Воронежской области такого уже нет.
Торфопредприятие Тесово
А мы идем дальше. Центр заканчивается и начинаются деревянные дома. Одни заброшены, другие вполне себе ухоженные и видно, что жилые. А третьи сезонные и используются как дачи.
Деревянный дом в Тесово-Нетыльском
Деревянный дом в Тесово-Нетыльском
Кстати газа тут нет, постоянно встречаются дрова.
Деревянный дом в Тесово-Нетыльском
Деревянных домов много, но именно из сруба их мало. Я не сильно разбираюсь в деревянном зодчестве, но дома на фото выше явно построены как-то иначе.
Деревянный дом в Тесово-Нетыльском
Так, слово за слово, дотопали мы и до музея узкоколейной железной дороги. Обычно по выходным здесь проводят экскурсии, но на сегодня их не запланировано. Так что покататься на этой замечательной мотрисе, увы, не получится. Да и вход в само здание музея - небольшой одноэтажный домик - сегодня тоже оказался закрыт.
Но я решил не унывать и устроить себе пешую экскурсию вдоль узкоколейки. Времени у меня много, а если стоять на месте, то быстро замерзаешь.
Автомотриса АМ1 в музее тесовской УЖД
Попытался передать ширину путей. Они реально узкие, выглядят как игрушечные. На дворе конец ноября, снег уже выпал, но еще не по колено. Поэтому идти можно.
Узкоколейная железная дорога.
Идти вон туда вперед. Вдоль путей есть тропинка, по ней идти гораздо быстрее и удобнее. Под снегом не видно шпал, поэтому идешь как по минному полю - не знаешь где провалишься.
Узкоколейная железная дорога.
Дошел до поселка Клепцы. На карте здесь обозначена остановочная площадка. Раньше она действительно была, но сейчас ничего уже нет. Да и сам поселок маленький - 3 дома, затерянные где-то за деревьями.
Узкоколейная железная дорога.
Дальше можно идти только по путям. Здесь уже цивилизация заканчивается и в голову приходят тревожные мысли. Я где-то в новгородских дебрях, в тысяче километров от дома. Людей тут и в поселке-то немного, а уж в болотах - тем более. А вот волки тут скорее всего есть. А может даже и медведи.
Тесовская узкоколейка в лесу
Но, с другой стороны, я люблю это ощущение, когда находишься где-то очень далеко. В местах, куда сложно попасть, и куда вряд ли еще раз залезешь.
Тесовская узкоколейка в лесу
В итоге здравый смысл все же взял верх, и, пройдя около 2 км вдоль железки, я остановился. Решил устроить привал с чаем и батончиками, купленными в местной Пятерочке, а потом двигать обратно.
Тесовская узкоколейка в лесу
Рядом болотистая местность.
Тесовская узкоколейка в лесу
Мне сильно повезло с тем, что снег не глубокий, и, ходя по путям, я не набрал его в ботинки. Промочить ноги было бы очень неприятно, ибо посушиться тут особо негде. Главное пройти эти 500 метров, а дальше уже будет нормальная дорога.
Тесовская узкоколейка в лесу
В итоге благополучно вернулся обратно к музею и решил-таки посмотреть на подвижной состав. Мой фаворит - вот эта
Пассажирская автодрезина ПД1 Пассажирская автодрезина ПД1
Внутрь залезть нельзя, но я подсмотрел через окно.
Пассажирская автодрезина ПД1 внутри
Неожиданно встретился бюст Ильича. В голове вертится выражение «собака сутулая», но к вождю это не относится. На заднем плане
Вагон-мастерская и
Товарно-пассажирский вагон Ильич и поезда
Ленин смотрит на локомотив Ту2
Ленин смотрит на локомотив Ту2
Кстати, фотографировать телефоном на морозе непросто. Если не убирать его постоянно в карман, то он очень быстро разрядится.
Музей тесовской УЖД
Автор собственной персоной на фоне мотрисы
Автор собственной персоной на фоне мотрисы тесовской УЖД
Еще одна экспозиция. Самое интересное - это цистерна. Она небольших размеров и, как и многое тут, кажется игрушечной.
Цистерна в музее тесовской УЖД
Еще один любопытный экспонат -
Снегоочиститель С2-750. Деревянный паровоз! - подумал я, когда увидел его в первый раз.
Снегоочиститель С2-750
Он же внутри
Снегоочиститель С2-750 внутри
История тесовской узкоколейки - это история взлета и падения советских торфоразработок. После распада СССР торф оказался никому особо не нужен, и некогда разветвленная сеть железных дорог пришла в упадок. Если в 70е годы протяженность путей составляла примерно 200 км, то на сегодняшний день осталось лишь 15. В основном добыча торфа идет для нужд местной котельной. Музей тоже в какой-то мере поддерживает жизнь на этой железной дороге.
Музей тесовской УЖД
А я вдоволь пофоткал, и пора решать, что делать дальше. Надо потихоньку двигаться обратно в центр. Бросим прощальный взгляд на музей.
Музей Тестовской узкоколейной железной дороги
А с другой стороны автодороги уже совсем другая картина.
Остатнки тесовской узкоколейки.
Бывшее здание диспетчерской.
Бывшее здание диспетчерской.
Дальше я хотел-было дойти до центра по путям, но встретил собаку и передумал. Когда вокруг заброшки и нет людей, встретить бродячую собаку - так себе приключение. Поэтому решил возвращаться тем же путем, что и пришел - по автомобильной дороге.
Заброшенный склад ГСМ на тесовской УЖД
И вроде бы много прошел, устал, но на часах всего 14, до автобуса аж 2.5 часа, а силы уже на исходе. В итоге дотопал пешком до Пятерочки и полчаса просто стоял в предбаннике и грелся. Каких-то кафе или похожих заведений я в поселке не нашел. Поэтому после Пятерочки пошел в другой магазин и постоял еще полчаса там. Допил чай, доел батончики. И все равно остается еще целый час до автобуса.
Я уже очень давно не делал таких прогулок в зимнее время, и почему-то представлял, что это будет как летом: можно посидеть на лавочке или неспешно побродить по округе. Но на улице зима и мороз, стоять на улице очень некомфортно, начинаешь быстро замерзать. А здесь еще и маленький поселок, где в принципе некуда пойти.
Поэтому уехать на автобусе стало принципиально важным. Ждать поезда еще 3 часа в темноте и на морозе я был не готов.
Гулять уже не хочется, да и мороз усиливается, вечереет. В итоге, так я и перемещался с одного места на другое до приезда автобуса. На мое счастье маршрутка приехала полупустой и примерно за час докатила меня до Великого Новгорода, где я смог нормально поужинать и заселиться в квартиру.
Зато как прятно после всех приключений полежать и посмотреть фотки!
В итоге получилось почти 21 тыс шагов. Мой личный рекорд - примерно 24 000, и это было летом 2019, тогда я знатно упоролся в окрестностях Роттердама.
Но сегодня совсем другая история.