Велосипед зимой

Mar 06, 2016 23:33

Календарная зима закончилась. Климатическая тоже на финишной прямой: всё чаще плюс, кругом огромные лужи. Сегодняшняя покатуха по городу вовсе напоминала форсирование вброд. Пожалуй, уже можно подвести какие-то итоги по накатанному за зиму.

Это был первый зимний сезон без шипов и на контактах. Выводы из него просты:

1. шипы не мастхэв.
2. контакты зимой рулят

Ну, по порядку:

1. Шипы не маст хэв. В условиях нашей околомосковской зимы я начал задумываться о шипах лишь ближе к марту, когда февраль пролил несколько апрельских дождей, а затем вспомнил, что он февраль и зарядил минус, отчего лужи и вся снежная жижа на тротуарах превратились в лёд замысловатых форм.




Всё остальное время о шипах вспоминал, лишь наблюдая как они ржавеют на балконе. Но даже в такие «катковые» дни решил не прерывать эксперимент и продолжать ездить на летних Rocket Ron'ах. Чё имею сказать: лёд бывает разный, но по прямой можно спокойно ехать вообще по-любому. Сложности начнутся в поворотах: да, не получится «заложить», но скинуть скорость, повернуть без наклона велосипеда и покатить дальше - запросто. К слову, на шипах делается так же.

Самый заподлянский лёд - невидимый, который ещё полчаса назад был мокрым асфальтом. Если вовремя не заметить подвоха (частая проверка задним тормозом - наше всё), то можно повернуть «по-летнему» и разложиться. Пару раз у меня на таком сносило заднее колесо, но без падений. Вообще, на подхват сносимого заднего колеса выработался какой-то рефлекс, но словами я его не опишу, т.к. сам до конца не понимаю, что происходит. Связано, кмк, с переносом веса на переднее колесо и «подтягиванием» заднего, для чего, ВНЕЗАПНО, нужны контакты. Однажды вовсе был сюр, когда я решил не тормозить, чтобы перестроиться, объезжая пешехода, а прямо на ~20км/ч попытался перескочить на свободную соседнюю дорожку. Та оказалась во льду, где уменя снесло сразу оба колеса. Около секунды я натурально двигался боком, уже готовясь поудачнее разложиться, но произошло чудо - колёса сцепились с дорогой, лисапед слегка мотануло и поехал дальше like a boss. Специально такое повторить не смогу. :-)

Поначалу был ещё психологический момент (он у меня и на шипах был): когда обнаруживаешь себя, катящим уже десятки метров по голому льду, начинаешь ссать: хочется выстегнуться, выставить ногу, скинуть скорость и вообще остановиться. Ситуация, как с тем танком, в известном советском мультике «Полигон»: хитрый танк уничтожает тебя, как только ты начнёшь его бояться. Ссышь на льду - значит упадёшь. Не думать о всякой хрени помогает или сосредоточение на безопасном участке впереди, или плеер (отвлекает). Привет всем, кто считает плеер и велосипед несовместимыми.

Ещё очень интересное ощущение, когда идёшь пешком по скользким дорожкам, где вчера свободно катал на велосипеде. Поскальзываясь и оступаясь на обледеневших волнах, хочешь - не хочешь, а задашься вопросом «КАК тут вообще можно ехать?!» и даже начинаешь понимать пешеходов, которые зачем-то уходят с широкого 3хметрового тротуара в снег, завидев твоё приближение на лисапеде.




В общем, навскид я заметил лишь одно преимущество шиповки: в момент сноса колеса на льду, даже не сноса, а самого-самого его начала, - шипы издают характерный звук «хшш», чем дают дополнительные доли секунды на что-то предпринять. Безшиповка «предупреждать» не будет. Критичным это преимущество не считаю. Если ты уже знаешь, что едешь по льду и едешь правильно - всё будет нормально и так.




2. Контакты зимой.
Существование в нашей жизни контактных педалей - это прямое доказательство, что Господь©®™ любит нас, аллилуя, летспрайсзэлорд. Не стану повторять, чем контакты отличаются от топталок в обычных условиях, но отмечу, что их зимний потенциал раскрылся в дни адовых московских снегопадов, когда дворы и тротуары превращались в один сплошной сугроб: сложно проходимый для пешеходов и часто вовсе непроходимый для автомобилей. Когда я ехал по этому сугробу, то офигевал, в первую очередь, от самого факта, что я тут еду. Накат исключён, есессно, сил расходуется на порядок больше, чем на твёрдом снежке, руль жестоко мотает из стороны в сторону, но очень быстро замечаешь, что это твои рефлексы работают за тебя: именно болтанка руля, которую бессознательно делаешь сам, не даёт велосипеду упасть. Очень необычное ощущение - наблюдать за этим. Лишь бы была тяга! Её-то и обеспечивают контакты там, где на топталках нога срывается с педали уже после полуоборота из-за неравномерного сопротивления снега под колесом. Если я верно понимаю процесс, то нога слетает с педали (на топталках) в тех же условиях, когда на контактах ты получаешь пробуксовку. Только если слёт ноги означает остановку (а стартануть в сугробе потом крайне сложно), то пробуксовка - это всё ещё движение. И когда эта, буксующая и виляющая рулём, система «человек-велосипед» движется в сугробе на стабильных 10-15км/ч - это люто доставляет!
На последнем таком снегопаде меня дёрнуло сходить в магаз. Но идти по сугробам пешком в ближайщий магазин - не наш метод, поэтому лисапед, рюкзак и 2км до хорошего магазинчика по адовому месиву. Обратно - тем же путём, но с уже ~10кг рюкзаком за спиной. И что заметил: обратно по месиву ехалось лучше, велосипед был заметно стабильнее за счёт увеличевшегося давления на см² пятна, что наводит на мысли о преимуществах узкой резины над широкой в таких условиях.

Отдельно стоит отметить сами контакты и обувь: не испытал проблем со встёгиванием в простейшие 520е педальки. Ботинки - 91е шиманы - за свой прайс оказались отличным решением: при -20° ноги замёрзли где-то минут через ~40. В прошлых Gaerne Etna ноги замерзали через ~40 минут при -7°. Минус семь против минус двадцати, Карл! На обогрев ног сильно влияет режим езды (в поле всё быстро согревается, на асфальте - выдувается), но здесь оба два раза были одинаковые условия закатона по городу, так что картинка объёктивная.

Такие дела. Всем весны.




как я провёл лето, про два колеса, тест-драйв

Previous post Next post
Up