То, о чем я так долго мечтал - свершилось. Я увидел Формулу-1 своими глазами. И не просто увидел, а посмотрел на неё «изнутри». Мне досталась аккредитация в качестве журналиста сайта Авто25.ру, а вместе с ней вход в паддок (закрытая зона, где располагаются зоны управления гонкой, медиа-центр и другое), в любую точку вокруг трассы и многое другое, кроме пит-лейна и боксов команд.
01. Сочи Автодром, где проходила сама гонка, располагается на территории Олимпийского парка, а трасса проложена между спортивными объектами, на которых в феврале проходили соревнования олимпийцев. Вот так выглядит главная трибуна автодрома. Цена билета на неё была около 30 000 рублей.
02. Вход в паддок. Справа располагаются «домики» команд. В них пилоты, механики и другие официальные лица проводят время между заездами. Попасть сюда могли обладатели VIP билетов. Так называемый Paddock Club. Их стоимость начиналась от 170 000 рублей.
03. Для таких гостей был отдельный вход, своя парковка и специальные шатлы, которые доставляли их до дверей. Доступа туда у меня не было, но говорят, что вкусно кормили, поили дорогим вином, а зрительские места были с балконами и располагались прямо над пит-лейном.
04. Вернемся в паддок. Внутри каждого домика есть кафе и зона отдыха. Кроме того, так как почти все европейцы курят, особенно пожилые, перед входом стоят столики, за которыми можно выпить кофе и спокойно покурить сигаретку.
05. Вокруг постоянно работают журналисты из разных стран. Выходят в прямые эфиры и рассказывают последние новости команд. В Формуле 1 важно всё, поэтому они чуть ли не считают каллории, которые гонщик получил за завтраком.
06. Виталий Петров даёт интервью. Виталий первый российский гонщик Формулы-1.
07. В паддоке работают не только журналисты, но и охотники на звезд. Симпатичные девушки ждут известных людей и просят автограф и сфотографироваться с ними. Есть даже охранники, которые поведали мне, что пришлю сюда работать исключительно ради возможности увидеть пилотов своими глазами и сфотографироваться с ними. Это Герман Тильке - немецкий архитектор, автор проекта трассы в Сочи. Я тоже не удержался и сфоткался с ним.
08. Рядом механики команд моют колеса после заезда. Эта резина понадобится им ещё в гонке. Протектора на ней нет, она абсолютно гладкая, для обеспечения наилучшего сцепления с дорогой. Называется слик.
09. Резина команды Вильямс. Первые два комплекта для сухой трассы, далее дождевая с синими полосками и промежуточная с зелеными. Дождевая рисунком протектора похожа на обычную зимнюю.
10. Вот такие симпатичные девушки, одетые в цвета национального флага, создавали красоту.
11. Подиум, где в воскресенье Путин награждал Хэмилтона.
12. Болельщики.
13. Мерседес Хэмильтона. На заднем плане можно увидеть людей, которые забрались на крышу кёрлингого центра Ледяной куб. Вид оттуда, наверное, был хороший.
14. Алонсо.
15. Помимо трибун, была ещё так называемая Зона свободного размещения. Зрители могли смотреть гонку с любого места вокруг ледового дворца Большой. Стоимость таких билетов 5000 рублей. По отзывам людей - это самый неудачный вид размещения. Если напротив трибун стояли экраны, на которых велась прямая трансляция гонки, и ведущий на двух языках рассказывал зрителям о происходящем на трассе, то в Зоне свободного размещения этого не было и люди могли лишь догадываться о ходе гонки.
16. Для аккредитованных фотографов вдоль трассы организовали специальные окна в ограждении.
17. Красивое место. Это отметили многие пилоты, но больше всего им понравилась погода. Настолько приятный и мягкий климат. Сухо. +22.
18. Квалификация. Проходит в субботу. Цель: проехать круг по трассе как можно быстрее. По её итогам определяется на каком месте будет находиться пилот на старте гонки.
19. Ден Риккардо, пилот команды Ред Булл. В этом сезоне идет на третьем месте. В кавалификации занял 7-е место.
20. Даниил Квят, пилот команды Торо Россо. Россиянин. Самый молодой пилот Формулы. По итогам квалификации занял 5-е место. Рекорд для Дани. После этого в паддоке об этом только и говорили, а сам Даниил стал на несколько часов героем. Самые смелые начали выдвигать версии, что вместо Даниила болидом управлял Путин - отсюда столь впечатляющий результат.
Это Дэвид Култхард, прославленный пилот Формулы-1, вице чемпион мира, берет интервью у Квята.
21. Как это выглядит с обратной стороны.
22. Резина после нескольких кругов по трассе.
23. Не смог пройти мимо «Российского голоса Формулы-1» Алексея Попова и его соведущей Натальи Фабричной.
24. Чарли Уайтинг, гоночный директор Формулы, именно он даёт старт каждой гонке. Он же решает когда можно активировать DRS и в какие моменты нужно выпустить на трассу машину безопасности.
25. Закат в Олимпийском парке.
26. Вечером состоялся концерт. Хедлайнером был Ленни Кравиц. На разогреве выступала Юлия Паршута, которая выиграла в каком-то шоу братьев Меладзе. То ли Юля сильно разволновалась, то ли ещё что-то случилось, но она совершенно не могла зажечь аудиторию. А в одном из моментов публика её едва не освистала. Кравица, надо сказать, встретили тоже не очень тепло. К тому же он задержал своё выступление минут на 30 и зрители начали скандировать: «Ленни, Ленни», плавно переходящее в «Ленин, Ленин».
27. Панорама Медалс плазы.
28. День второй. Гонка.
Девочки в костюмах пилотов с макетами колес в руках готовятся к выступлению на стартовой прямой перед началом гонки.
29. Необходимо заметить, что перед заездами Формулы-1 проводятся гонки младших серий GP2 и GP3. Там свои команды и свои герои. Эти серии являются своего рода школой будущих пилотов главной Формулы. И в отличие от неё, действительно показывают мастерство пилотов, так как машины у всех команд одинаковые.
В GP2 есть российская команда Russian Time. Титульный спонсор РЖД. Основана в 2013 году и в этом же году они обошли всех в командном зачете.
30. Кто-то из пилотов GP2 не справился с управлением и угодил в отбойник. Болид эвакуируют на штраф-стоянку, пилоту выпишут штраф за превышение скорости. Хотя, возможно, ему удастся договориться с гаишниками на месте )
31. Вернемся к Формуле. Знаменитый светофор на старте, который не горит зеленым. Красные огни просто гаснут и начинается гонка.
32. Предстартовая движуха. Обратите внимание на объективы в правом нижнем углу. Почти у каждого фотографа было по парочке таких. В их компании я чувствовал себя как маленький мальчик, пришедший в баню с большими дядями. Возможно неграми.
33. Первое место на старте у Льюиса Хэмилтона. Он же и выиграл.
34. Над трассой пролетает пилотажная группа «Русь».
35. Перед стартом все пилоты собрались в круг для поддержки Жуля Бьянки, который неделей ранее на Гран-при Японии вылетел с трассы и врезался в погрузчик, который эвакуировал другой болид. Невероятно страшная авария. Жуль до сих пор находится в госпитале в Японии в безсознательном состоянии.
36. Квят. Чуть сзади Ткачёв.
37. Девушки.
38.
39.
40. Машина безопасности (пейс-кар или сейфти-кар). Если что-то случается на трассе, то выпускают пейс-кар. Все гонщики выстраиваются за ним и едут. Обгонять при этом нельзя, но можно заезжать в боксы. Делается это для того, чтобы комиссары могли безопасно убрать трассу после столкновения, например.
Пейс-кар едет по трассе на максимальной для себя скорости, чтобы машины и резина пилотов не сильно остывала.
41. А это Бернд Майландер бессменный пилот пейс-кара уже 14 лет.
42. Снова Квят.
43. Фернандо Алонсо настолько быстр, что автофокус моего фотоаппарата не успел за ним.
44. Старт. Впереди 53 круга по 5872 метра. Итого почти 310 километров.
45. Несколько фотографий с трассы. Кими Райконен, Феррари.
46. Себастьян Феттель, Ред Булл.
47. Некоторые фотографы снимают, обрабатывают и тут же публикуют сделанные снимки.
48. Тем временем гонка подошла к концу. Подиум заняли Хэмилтон, Росберг и Боттас. Для них была отдельная процедура поздравления с участием президента. А все остальные пилоты возвращались в паддок, где их уже ждали десятки журналистов со стандартными вопросами: что опять не так?
Феттель.
49. Мой любимчик - Дженсон Баттон, выступающий за Макларен. В Сочи приехал 4-м.
Пока я фотографировал неудачников, Путин с другой стороны здания поздравлял победителей. И это самое моё большое расстройство, потому что я так и не понял как мне можно было быстро туда пройти. В итоге я не увидел самого главного - Путина церемонии награждения.
И так мне домой захотелось, что я решил не оставаться там ещё на один день, как планировал ранее и устремился на вокзал Адлера, где через час отходил поезд. Чтобы на него успеть мне надо было молниеносно забрать из гостиницы сумку. Поэтому я воспользовался услугами местных таксистов. И вы знаете, легенды и истории об этих милых, добрых, чутких, отзывчивых людях - всё это правда. Только за свою чуткость и доброту они берут не маленькие деньги. Поездка в несколько километров обошлась в 700 рублей. Таксист всю дорогу матерился на окружающих и сетовал на то, что у них не отобрали права. «А бабам вообще права давать нельзя», сказал он, «Ездить вообще не умеют». И продолжил: «Другое дело моя дочка, вот она у меня ездить умеет. Правда права я ей подарил, но зато отдал в школу экстремального вождения, чтобы если что - руль не бросала. Так она умудрилась мою машину на два колеса в повороте поставить. Во даёт! Вот умение!».
В целом мне понравилось. Большинству моих знакомых тоже. И я счастлив, что такое событие проходит на территории России. Правда, Формула-1 - это такое зрелище, которое лучше смотреть по телевизору, а не один поворот на трассе с трибуны. Зато ощущение присутствия, звук моторов и окружающая красота - бесценны. Рекомендую.
Есть и альтернативное мнение. В поезде встретили пенсионера, который, по его словам, побывал почти на всех этапах Формулы-1 в мире. И, говорит, в Сочи самая безобразная организация. Когда его спросили - почему? Он ответил: в парке не было бесплатных шатлов и ему везде приходилось ходить пешком, потому что те, что были - брали с него деньги.
И на сладкое. Примерно так я выглядел в костюме на выпускном в школе, только без красного галстука.