Фейсбукраты и телекраты: кто кого

Oct 09, 2014 11:12


Нынешнюю демократию я предлагаю рассматривать как борьбу пользователей интернета с пользователями телевизора. Посмотрите, что происходит, и сами убедитесь.

Ведь средства донесения информации меняются, меняются и способы убеждения. И вот что из-этого получается.

Когда-то они были аналоговыми. Чтобы убедить в своей правоте, кандидат в правители должен был выступить перед избирателем, как-то показать свои аргументы: то ли конкурента прилюдно убить, то ли привести войско к победе, то ли красиво толкнуть речь с броневика. Все могли видеть способности претендента и сделать вывод: да, он достоин нами править.

Потом появились газеты, и электорат узнавал о мире из них. И кандидаты делали все, чтобы газеты хорошо о них писали: кто-то приобретал больницы и говорил об этом журналистам, кто-то приобретал самих журналистов, кто-то - газеты, а кто-то - вообще цензуру. В Советском Союзе на партсобраниях читали и разбирали последние речи генсека, и вопросы, за кого голосовать, быстро рассеивались. Еще недавно со страниц газет «Товарищ»и «Коммунист» вещали Морозы и Симоненко ,но как уменьшались тиражи и количество читателей, так и падало влияние этих персонажей.

Затем появилось телевидение. А на нем - телешоу. Зрители хотели развлечений, и всякий политик просто обязан быть телезвездой. Ума и прозорливости было недостаточно, нужно быть ещё и фриком. Так появились Жириновский и Витренко,  избиратели смаковали каждое их высказывание, смеялись, но голосовали. Некоторые политики стали подстраиваться под телезрителей и тогда получились Путин и Тимошенко. За это ухватился Савик Шустер и на том неплохо зарабатывает. Пока еще.

Если в той или иной партии было недостаточно телезвезд, ей приходилось приглашать со стороны. Вначале в партийные списки попали персонажи из спорта и шоу-бизнеса: все эти Бубки, Повалии, Поплавские, Задорновы, Кобзоны, Кабаевы и Валуевы. По мере взросления телезрителей и популярности политических ток-шоу туда стали проникать и звезды политической журналистики: Арьевы, Андреи Шевченко.


И вот все более важным СМИ стал интернет. Тут гораздо сложнее обманывать людей - всякую информацию можно проверить и обсудить. Зато в интернете можно помочь самообманываться. Главное - чутко реагировать на настроения, создавать и потакать нужным из них и всячески подстраиваться под тренд.

Интернет изменил избирателя. Теперь он чаще обсуждает политику и пытается в ней участвовать. Все последние массовые волнения создаются интернетом - соцсети оказались отличным инструментом самоорганизации. В интернете появились свои звезды - веб-лидеры политических мнений. И если в эру телевидения рейтинг политика определялся нажатием кнопок на пульте дистанционного управления, то сейчас - кнопками "лайк" и "репост".

Последний Майдан сделали пользователи фейсбука. В этой соцсети они обсуждали события, подбадривали и мотивировали друг друга, тут они координировали свои действия. Так они привели к власти нынешних правителей. Видя влияние фейсбука на поступки избирателей, политики сформировали партийные списки на парламентские выборы так, будто избиратели будут не голосовать, а лайкать. Они включили в списки интернет-активистов вроде Лещенко и Найема. А ещё - звёзд нового интернет-шоу под названием АТО. И сами начали собирать лайки: летать в эконом-классе, толкать речи на английском.

Но телевидение не сдаётся без боя. В прямом значении этого слова тоже. Это и фрикущие радикализмом Ляшко и «Свобода», которые вызывают смех и раздражение в фейсбуке, но поддержку от наивных телезрителей. Это и другие звезды студии Шустера: Шуфричи, Тигипки и прочие Богословские. В интернете им делать нечего, а вот для доверчивого и жаждущего изюминки телезрителя - в самый раз. Это и донбасские «борцы против фашизма». Ведь, если верить тем же проукраинским интернет-активистам, защитники ДНР и ЛНР стали жертвами российской телепропаганды.

Кто в итоге победит, вроде напрашивается быстрый ответ: интернет-пользователи. То есть, те, кто информацию предпочитает получать и обсуждать в Сети. Их, во-первых, становится больше. А во-вторых, они могут лучше самоорганизовываться.

Но я бы не спешил тут же отдавать победу им. Хотя бы потому что веб-электорат разнороден, в нем много противоречий, которые можно использовать против него. Интернетчики больше рефлексируют, единицы из них пойдут бороться. Несколько тысяч на Майдане - это еще не миллионы. И множество добровольцев АТО стало возможно благодаря тому, что к патриотизму в интернете подключились телеканалы. А ТВ-избиратели легко манипулируемы и предсказуемы. Они быстрее хавают пропаганду и потому готовы легче погибать «за правду». Так что еще посмотрим, кто кого/

Опубликовано на The Bubblic Post

медиабизнес, гражданское

Previous post Next post
Up