![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004az05/s640x480)
Прекрасно понимая, что любой рейтинг, хит-парад и т.д. носит сугубо субъективный характер и скорее демонстрирует вкусы его составителя, все же не откажу себе в удовольствии представить собственный список лучших фильмов, вышедших в 2011 году. Абсолютно уверен, что найдутся замечательные фильмы, которые в этот список не попали просто по той причине, что я их не видел. Так что предлагаю копья не ломать и шпаги не скрещивать =)).
Итак, поехали!
"Железная хватка" - самый мужественный фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004b3kt/s640x480)
Тут объяснять, наверное, излишне. Один из сильнейших фильмов братьев Коэнов со времен "Старикам тут не место". Да, была уморительно смешная ода человеческой глупости в "После прочтения сжечь" и немного интимный диалог с богом в "Серьезном человека". Но "Железная хватка" - из разряда лент, моментально становящихся классикой. Формально являясь римейком, это, конечно, абсолютно коэновский фильм, с присущим им мрачным, если не замогильным юмором (чего только стоит открывающая фильм сцена, где Мэтти, стоя у гроба с телом отца, торгуется с хозяином погребальной конторы). По совести, американские киноакадемики должны были бы дать Бриджесу "Оскара". В оригинальном фильме увядающий Джон Уэйн был скорее комическим персонажем. Когда он зажимал зубами поводья и стрелял с двух рук, это выглядело очень смешно. Когда тот же самый фокус проделывает Бриджес, по коже бегут мурашки. Однако академики, видимо, помятуя о награде, выданной Джеффу годом ранее за "Сумашедшее сердце", предпочли монаршего мямлю в исполнении Колина Ферта (которого я, признаюсь, не перевариваю вообще ни под каким соусом). Впрочем, черт с ними, с академиками! "Король говорит!" через пару лет забудется, как это уже было не раз с не по рангу обласканными фильмами-лауретами ("Английский пациент", "Столкновение", "Влюбленный Шекспир" или тот же самый "Повелитель бури"), а "Железная хватка" - уже классика.
Ну, и раз уж пошел разговор "за вестерны", то...
"Ранго" - лучший мультфильм.
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004c4h4/s640x480)
Прекрасный пример того, как режиссер из большого кино пришел в анимацию и победил. К слову, в противоположном направлении получается не всегда. Взять хотя бы последнюю "Миссия невыполнима", которую завалил мультипликатор Берд: стыдливый и какой-то камерный экшен, чтобы не дай бог деткам потом не снились кошмары, вспомнить нечего, кроме эпизода на небоскребе. А Гор Вербински легко и непринужденно съехал с "пиратской" волны и выдал отличный мульт для взрослых. Отдельное спасибо ему за внешний вид героев. Уродцы получились на редкость обаятельными.
"Запрещенный прием" - самый безбашенный фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004dp36/s640x480)
Ох, и досталось же Заку Снайдеру... Страшно и боязно за него. Второй подряд фильм проваливается в прокате, а успех "300" забывается. И если у "Хранителей", несмотря на скромную кассу, была положительная пресса (я вот вообще считаю его лучшим фильмом на свете), то "Прием" приложили на всех фронтах. Я и сам не слепой, вижу, что это не совсем кино, что есть определенные проблемы с сюжетом, но... КАКОЙ ЖЕ ЭТО ОРГАЗМ!!! Катаны, гигантские самураи, зомби, девичьи ляжки, пулеметы, дирижабли!.. Если бы я умел снимать кино, я бы сам такое снял, наверное, только хуже))). А продюсеры - пидорги, что вырезали танцы! Зачем?! В полной режиссерской версии кино смотрится заметно цельнее.
"Древо жизни" - самый красивый фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004eg62/s640x480)
Как любое всеобъемлющее высказывание, "Древо жизни" кажется немножко кино обо всем на свете и ни о чем. Кому-то это кажется серьезным недостатком. Но сколько же в нем красоты... Каждая сцена, в общем-то, призывает вас видеть Вселенную в каждой травинке. За исключением чужеродной инсталляции как будто с канала "Дискавери" про зарождение жизни на Земле, очень человечное кино о вечных ценностях. Брэда Питт тут фактически выполняет функцию сурового Бога-отца, а Джессика Честейн, соответственно, - Святого духа. Там, в принципе, несложно считывать библейские аллюзии, но меня Теренс Малик купил с потрохами всего лишь одним мимолетным кадром: кто-то из родителей поджигает винную пробку, тушит, а потом этим угольком рисует сыновьям усы на лице. Все, с этого момента я четко идентифицировал себя с маленьким героем "Древа жизни" и проецировал ситуации на собственный опыт, потому что точно так же делал мой отец, когда я был маленьким - было у нас такое ритуальное развлечение на Новый год.
"Меланхолия" - самый печальный фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004fgck/s640x480)
Фильм-антипод "Древа жизни" в том, что касается мессаджа. "Меланхолия" тоже очень красивая. Возможно, это даже самый красивый фильм Ларса фон Триера. Но если Теренс Малик рассказывает о жизни как чуде, то клинический мизантроп Ларс, похоже, здесь рассматривает человека как досадную ошибку мироздания. В "Меланхолии" альтер эго автора приняло формы американской актрисы Кирстен Данст (кстати, очень даже ничего такие формы, сиськи детектед), которая вдохновенно исполняет половозрелую дуру, которая от отсутствия смысла и любви вокруг решает, что гори оно все синим пламенем. Причем все - глобально, то есть все человечество. Для сбычи своих мечт она завлекает своим сочным телом гигантскую планету Меланхолия, а затем с любопытством естествоиспытателя наблюдает, как суетятся перед всемирным концом родственники - сестра с сыном и мужем. В общем, в преддверии 2012 года - очень оптимистически настраивает. Спешите жить, друзья! =)
"Заражение" - самый недооцененный фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004gx51/s640x480)
Должен признаться, что 2011 год прошел для меня под знаком "ой, блин, оказывается Содерберг крутой режиссер!". С чем связано такое прозрение - не знаю. Возможно, просто пришло время или звезды, скажем, совпали. Мне безоговорочно нравится его авторский стиль - с рваным монтажом, холодной картинкой, с ощущением, что человека за камерой, в общем, нет, а ты сам непосредственно подсматриваешь за происходящим. Как я понимаю, далеко не всем по душе это его умение устраниться из кадра, чтобы не дай бог не навязать людям своего мнения. Судя по отзывам многих знакомых, "Заражение" оставило их, мягко говоря, в недоумении. Одно наложилось на другое. Рекламная кампания обещала эпидемиологический фильм-катастрофу, а зрители в зале увидели что-то вроде репортажа о несостоявшемся конце света. Десяток равноценно неглавных персонажей, которые мрут как мухи. Главного героя как такого не найти. Последнее золотое перо отечественной кинокритики Роман Волобуев предположил, что главный герой - собственно, вирус. Немножко провокационно, на мой вкус, но не так далеко от правды. Содерберг действительно попробовал реконструировать, как системы человеческого общества отреагирует на пандемию. По сути, главные вещи в "Заражении" проговариваются мимоходом. Двое из похоронной команды в костюмах химзащиты стоят над братской могилой: "Мешки для трупов закончились" - "Говорят, на следующей неделе привезут из Канады". Или герой Мэтта Деймона звонит в службу спасения, увидев как мародеры грабят соседний дом, и слышит автоответчик: "Если у вас симптомы заболевания, нажмите клавишу "1". Если вам нужно, чтобы забрали тело, нажмите клавишу "2"...". По большому счету, фильм Содерберга о том, что человек адаптируется ко всему, а гибель миллионов - всего лишь статистика... Виртуозно лаконичное кино большого мастера, которое оказалось слишком немногословным.
"Доверие" - самый незамеченный фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004hw3q/s640x480)
Свой второй полнометражный фильм Дэвид Швиммер снял еще в 2010 году, но до наших палестин он добрался только в 2011-м. Уже по первой его работе - "Беги, толстяк, беги" - стало ясно, что недотепа Росс из "Друзей" - это только экранный образ, а вообще парень очень хорошо понимает, что, как и зачем он делает. Откровенно говоря, мне сложно представить, чем Швиммер руководствовался, когда выбирал тему для второго фильма. Ведь, правда же, высказываясь на тему педофилии, учитывая настроения в обществе, очень сложно не впасть в обличительный пафос, клеймя каленым железом извращенцев. Только это уже не кино, а агитка. А Швиммер хотел снять кино. И разыграл другую карту. Он не подвергает сомнению тот факт, что педофилы - опасные преступники. Но его волнует не то, скажем, насколько набекрень мозги у этих подонков, а то, как и почему девочка-подросток оказывается в его руках. "Доверие" - о кризисе семейных отношений. О том, что отец не замечает, что дочка подросла, теряет с ней связь, а потом - вот такая трагедия, которая только усиливает конфликт. Клайв Оуэн (наверное, лучшая его роль со времен "Дитя человеческое") жаждет мести. 14-летняя дочурка, естественно, дуреха и считает, что это родители и ФБР виноваты в ее бедах, а так бы ее ждала долгая и счастливая жизнь с любимым, и какая разница, что ему 36 лет. Вместо того, чтобы помочь ей преодолеть этот непростой жизненный период, отец, в общем, решает личную проблему, ведь покарать насильника нужно исключительно ему, а не ей... С прокатом фильму фатально не повезло. Ограниченный прокат и 120 тысяч сборов. У нас - сразу на ДВД. А жаль. Я бы сказал, что "Доверие" нужно в обязательном порядке смотреть родителям детей в пубертатном периоде, чтобы не было потом печальных неожиданностей.
"Неадекватные люди" - самый обнадеживающий фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004keac/s640x480)
Единственный отечественный фильм в этом списке и единственный же отечественный фильм, который мне понравился за последнее время. Я готов простить режиссеру Роману Каримову все огрехи, характерные для первого фильма. Потому что "Неадекватные люди" подкупают своей искренностью и энергией. Это очень живое кино, в отличие от... Конечно, самая большая удача фильма - это Ингрид Олеринская, без обаяния которой вряд ли все сраслось. А ведь дебютантка и вообще не актриса. Оптимизм фильм внушает не столько своей историей, сколько самим фактом своего появления. Значит, не все еще потеряно. Есть еще воодушевленные люди, способные практически на голом энтузиазме снять не просто жизнеспособное кино, а кино, нашедшее своего зрителя. Спасибо, ребята!
"Драйв" - самый крутой фильм
![](http://pics.livejournal.com/vzdrog/pic/0004pkrd/s640x480)
В принципе, можно было бы написать и "самый лучший фильм", но это словосочетание сильно дискредитировано стараниями отдельных участников Комеди Клаба. По факту же, ничего лучше и круче среди вышедших в этом году фильмов я не видел. С творчеством Рефна я познакомился относительно недавно, где-то год назад, когда впервые посмотрел "Бронсона". С первого раза он оставил у меня довольно смешанные чувства, я никак не мог определиться, как к нему относиться. А потом, раза с третьего, вставило так, что мамочки мои=). "Драйв" вставил от и до. Начиная от волшебного саундтрека и заканчивая общей ретростилистикой. Сцены в лифте, в номере мотеля и на парковке у ресторана - нашим бездарям на заметку. До сих пор удивлен, как Рефну удалось так кроваво и жестоко снять романтическое кино о невозможной любви. Гослинга до этого я видел только в "Фанатике", где он был, конечно, крут, а Маллиган наблюдал только в трейлерах фильмов, которые игнорировал, хаха. Ну, и я впечатлен, чего уж там. Кэри какая-то удивительная, будто светится, наверное, она немного ангел) А Гослинг заматерел и окреп. Заинтересовался биографией парня. С удивлением узнал, что в том самом Шоу Микки-Мауса он начинал в компании Бритни, Джастина и Кристины. И, к слову, с музыкой отношений не бросает, у него вышел довольно специфический альбом Dead Man's Bones (очень приблизительно - как Том Уэйтс встречает Боба Дилана). Он мог бы оказаться очередным актером со смазливой физиономией, но Райан явно старается и растет над собой. Особенно мне понравилась его роль в Blue Valentine, где он весьма удачно влез в шкуру среднестатистического неудачника с большим сердцем. А "Мартовские иды" я посмотреть не успел, поэтому фильма Клуни и не оказалось в этом списке.
На этом я, пожалуй, закруглюсь, а то и так накатал хренову тучу. Из ожиданий на 2012 год - это, понятно, конец света "Прометей" и "Воскрешение Темного рыцаря". А все остальное - суета сует и томленье духа. С наступающим, друзья!
PS Если что - простите за ошибки, ненарочно, ибо эти пьянки с коллегами совсем доконали))