"Стюарт: жизнь задом наперед". Образованный молодой бездельник Александр (Бенедикт Камбербэтч) без особых забот подрабатывает перекладывателем бумажек в благотворительной организации, занимающейся помощью бездомным. Однако двух его начальников прихватывают "фараоны" и сажают в тюрьму за то, что в подотчетной ночлежке кто-то распространяет наркоту. Так что Александр теперь за главного и должен принимать решение, как быть членам организации дальше. Тут и появляется с неожиданным предложением алкоголик, наркоман, ранее судимый за грабеж Стюарт (Том Харди). Поначалу Стюарт заметно пугает Александра, особенно, когда вваливается к нему в дом и остается на пару минут один в комнате, пока хозяин готовит кофе. За эти мгновения Александр успевает представить, как Стюарт обносит полквартиры, однако в действительности тот сжался в кресле, не знает, куда стряхнуть пепел сигареты, и поэтому стряхивает его себе на штаны. Потом они вместе организуют сидячую забастовку под окнами МВД, у них просыпается чувства локтя, а Александр решает написать книгу о новом приятеле. Рассказать, как Стюарт дошел до жизни такой. Но поскольку тот не готов сразу выворачивать душу наизнанку, свою книгу Александр пишет не так, как принято - от рождения героя, а в обратном направлении...
Снятый без всяких ухищрений (ну, если таковыми не считать минималистские анимационные вставки, которые заменяют воображение героя Камбербэтча), "Стюарт" не претендует на роль обличителя социальных язв и уж тем более не призывает возлюбить ближайшего бомжа. Это действительно история жизни только одного, вполне конкретного парня, экранизация книги, написанной по мотивам реальных событий (если авторы не наврали). Герою Харди чудовищно не повезло, когда он был еще совсем ребенком, и с тех пор жизнь его катится под откос. Несмотря на ныне здравствующих родственников, Стюарт совершенно одинок: ему не с кем разделить свою боль, никто не хочет услышать его слова, даже мать. И вот тут подворачивается под руку наивный Александр, вместе с которым Стюарт пройдет по собственному Лабиринту и заглянет в глаза Минотавра.
Тому Харди не откажешь в природном обаянии, но здесь он вытворяет нечто невообразимое, чтобы подчеркнуть внешнюю уродливость своего героя. Он весь как будто перекручен, шатается, еле переставляет ноги, абсолютно неразборчиво мямлит на чудовищном английском (дедушка Стюарта в одной сцене признается, что папаша его - цыган, ну, то есть из того самого кочевого ирландского племени, которое в "Большом куше" фигурирует), постоянно лакает какой-то алкоголь из банки и периодически пускает слюни. Есть подозрение, что если бы Стюарта играл кто-то менее симпатичный, то вряд ли мы с такой легкостью поверили бы, что под грязными обносками прячется по-детски непосредственная душа.
Местами "Стюарт" бывает забавным и даже смешным, но не стану обманывать: фильм тяжелый, когда пойдут финальные титры, даже самые бесчувственные не сдержат тяжелого вздоха. Кино получилось насколько простым, настолько же и метко бьющим куда надо. Скорее всего, большинству зрителей смотреть его необязательно, тем более, что с субтитрами только. Но те, кто интересуется работами Тома Харди, не пожалеют о потраченных на просмотр полутора часах.