Плат "Варенька" в подарок...
4-й день - св. великомꙋченици Варвары. Предкы наши почитали ѥꙗ хранительницею ѻтъ внезапной смерти и потомꙋ въ Сказанїи, «коимъ свѧтымъ каковыꙗ благодати исцѣленїй ѻтъ Бога даны», ѥй назначаѥтсѧ ѻсобаꙗ молитва по этомꙋ слꙋчаю. Подобнаго рода вѣрованїѥ извѣстно не ꙋ ѻдного рꙋсскаго народа; на западѣ св. Варвара называѥтсѧ матерью исповѣди въ томъ смыслѣ, что не даѥтъ ꙋмереть безъ покаꙗнїꙗ прибѣгающимъ къ ней.Ѻснованїѥ длѧ ꙋказаннаго вѣрованїꙗ ѻтносительно св. Варвары заключаѥтсѧ въ сказанїи ѻ жизни ѥꙗ. Извѣстно, что св. Варвара имѣла ѻтца грꙋбаго и жестокаго ꙗзычника. Ꙋзнавъ ѻ томъ, что дочь ѥго ꙋвѣровала во Христа, ѻнъ не только ѻтдалъ ѥꙗ на самыꙗ тѧжкыѥ мꙋченїꙗ, но не постыдилсѧ самъ быть палачомъ своѥй дочери. Ѻнъ самъ, держа въ рꙋкѣ ѻбнаженный мечь, повѣлъ св. Варварꙋ на мѣсто казни, котороѥ было назначено за городомъ, и, когда ѻнѣ шли, св. Варвара молилась, междꙋ прочимъ, Господꙋ: «Ѻ Царь, ꙋслышь менѧ рабꙋ Твою и подай благодать Твою всѧкомꙋ человѣкꙋ, который бꙋдетъ воспоминать менѧ и мои страданїꙗ, да не приближитсѧ къ нѣмꙋ болѣзнь внезапнаꙗ, и смерть нечаꙗннаꙗ да не похытитъ ѥго». Во времѧ этой молитвы послышалсѧ голосъ съ неба, ѻбѣщавшїй исполненїѥ просимаго. Въ житїи св. Варвары, напечатанномъ при акаѳистѣ, составленномъ митрополитомъ кыѥвскымъ Іѻасафомъ Каковскымъ, замѣчаѥтсѧ также, что въ XVII в. въ Кыѥвѣ господствовала повсемѣстно сильнаꙗ повальнаꙗ болѣзнь, но благодарѧ застꙋпничествꙋ св. Варвары ѻбитель Михайловскаꙗ, гдѣ почиваютъ ѥꙗ мощи, не видѣла ни ѻдного мертвеца въ своихъ стѣнахъ. Ко дню св. Варвары ѻтносѧтсѧ примѣты ѻ погодѣ; наши поселѧне говорѧтъ: «Варвара мосты моститъ, на Варварꙋ зима дорогꙋ заварваритъ (заваритъ)», т. ѥ. въ это времѧ ꙋстанавливаѥтсѧ прочный зимнїй пꙋть.
"Слагатели русских народных стихов духовных посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах - разные и стихи поются. В одном именуется она «красной невестой небесна чертога», в другом - «красною девой», которую «кровь (пролитая за Христа) украшает»; третий, подслушанный в Симбирской губернии, заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная!»; по словам четвертого (Смоленской губ., Краснинского уезда) она - «закон благодати»; пятый стих - совершенно иного склада. Вот начальные строки его, в достаточной степени свидетельствующие о его народном - не книжном - происхождении:
«Свет-рай за рекой
И ангелы за быстрой;
Рай-свет перевесил
На нашу сторонку:
Как на нашей на сторонке
С неба благодать»...
Наибольшую ценность должно придать, однако, не этой простодушной песне, а сказанию чисто повествовательному. В нем пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной речи цветистой. «Во времена Максимиана царя, безбожнаго эллинскаго цесаря, славен-богат был родом эллин, в Илиополе, звался Диоскором. Родилась ему дочка единая, Варвара именем мученица. Красотою она весьма пригожа, ровныя ей нету под небом...» - начинается сказание. Выстроил, - говорится в нем далее, - эллин Диоскор своей дочери высокий терем и посадил ее в нем, окружив девушками-прислужницами. «Глядит она на небо и землю», -повествует безвестный сказатель, - и загорается у ней в душе мысль о том, кто сотворил все видимое? Девушки-прислужницы пытаются объяснить ей, что мир создали боги. «То не истина», - отвечает им святая Варвара, - «ибо те боги рукою сотворены, потому что они бездушные истуканы. Как бы могли они все то уточнить? Я никогда не могу тому уверовать!» Время шло... Пришла пора думать о свадьбе. «Выбирай дочка, кого хочешь мужем - кого, дочка, душа твоя любят!» Дочь - и смотреть ни на кого не хочет. Отец разрешает ей гулять по городу - чтобы «видеть, где меж себя молодежь водится». Принялась Варвара гулять, начала водиться с христианскими девушками и стала она все более и более питать склонность к христианству. Строили мастера у ее отца баню, - строили, «два окна проделывали». Уговаривала Варвара проделать, вместо двух, три окна. Отказывались сначала мастера - из боязни Диоскора, но все-таки сдались на просьбы. Возвращается однажды эллин домой, пошел на постройку - видит три окна. На вопрос о них дочь отвечает ему: «Три окна во образе Троицы, Отца, Сына и Лице Духа Святаго».
Выхватил саблю «Диоскор проклятый» - хочет убить Варвару. Стала она бегать перед отцом, а он - гоняться за ней. Но молитва ее была услышана: «как добежала она к той горе каменной, гора перед нею сама отворилась». Стал искать ее Диоскор, найти не может. Обратился он к пастухам, пасшим овец по склону горы. Указал ему один из них «перстом на горы». Пошел он по указанному пути, нашел свою дочь - Варвару, и «за власы схватил он ее», воротился в город, - «за власы влекет он ее, бьет нещадно палицей, предал ее игемону Маркиану: научи мне сию окаянную, отврати ее от назарейской веры и мучь ее, как знаешь горше!» Начал Маркиан «прельщать ее речами»... - «Жаль, дева, дивной красоты твоей, что предашь муке тело свое и позоришь твоего родителя; того ты, несчастная, и желаешь, ибо ты веру нашу попрала и богов наших посрамила!» В ответ на эти речи великомученица Варвара говорит, что она хочет пострадать за Христа. Эти слова распалили гневом игемона, отдал он ее «немилостивым мучителям». Били-терзали они ее воловьими жилами, бросили чуть не замертво в глубокую темницу. Настала полночь. Совершилось великое чудо: засияла светом небесным темница, сошел в нее Христос. Перевязал Он кровавые раны Своей исповеднице, - «до зари она прекрасно исцелела». Когда поутру привели ее к Маркиану, он, увидев ее здравою, сказал: «Видишь богов наших святую силу! Как они тебя прекрасно исцелили, свою милость тебе показали!» Держит ответ ему страдалица: «Не от богов твоих ложных пришло мне сие исцеление, но то Христово драгое промышление. Боги ваши и глухи, и немы!» Обуял гнев диавольский игемона, приказывает Маркиан повесить ее на дереве. Начались новые, тягчайшие, муки для святой Варвары: «гребнями ее по телу драли и свечами ребра ей палили, и молотом бьют по голове ее, - дай богатыря, кто бы то стерпел!» Но великомученица, ободряемая верою в Бога, терпит безропотно. Стояла неподалеку от нее «жена некая, Юлиана звана», умилилась зрелищем до слез: «Дай мне, Боже, да могу стерпети, с Варварою придти к тебе Богу!» И принялась она хулить игемона нечестивого, и предали ее на муки вместе с «невестой Христовой». Видя, что не сильны святой верою никакие муки, повелел игемон повести мучениц за город и отрубить им головы. Отец Варвары-великомученицы, Диоскор, взял с собою саблю острую и, не зная границ лютой жестокости, отсек дочери «честную главу». Стих кончается карою Божией, постигшею нечестивых мучителей: «Диоскору да и Маркиану казнь дана им от Бога: Маркиан шел с горы, ударила его молния с высоты, Диоскор сидел в дому, громы его с неба поразили. Слава Богу и Богородице и Варваре, Божьей мученице!»...
(А. Коринфский. Народная Русь: Декабрь месяц.)
Наш фотоальбом
Варварин день...