Соловьиная ночь

Jun 04, 2024 11:32





День Василиска считался соловьиным днем. Птицеловы именно в эту пору подслушивали соловьев для ловли.

Иван Тургенев в рассказе О соловьях словами простого птицелова-любителя описал и ловлю соловьев, и особенности пения:
Лучшими соловьями всегда считались курские; но в последнее время они похужели; и теперь лучшими считаются соловьи, которые ловятся около Бердичева, на границе; там, в пятнадцати верстах за Бердичевым, есть лес, прозываемый Треяцким; отличные там водятся соловьи. Время их ловить в начале мая. Держатся они больше в черемушнике и мелком лесе и в болотах, где лес растет; болотные соловьи - самые дорогие. Прилетают они дня за три до Егорьева дня; но сначала поют тихо, а к маю в силу войдут, распоются. Выслушивать их надо по зарям и ночью, но лучше по зарям; иногда приходится всю ночь в болоте просидеть. Я с товарищем раз чуть не замерз в болоте: ночью сделался мороз, и к утру в блин льду на воде намерзло; а на мне был кафтанишка летний, плохенький; только тем и спасся, что между двух кочек свернулся, кафтан снял, голову закутал и дыхал себе на пузо под кафтаном; целый день потом зубами стучал. Ловить соловья дело не мудреное: нужно сперва хорошенько выслушать, где он держится; а там точек на земле расчистить поладнее возле куста, расставить тайник и самку пришпорить, за обе ножки привязать, а самому спрятаться да присвистывать дудочкой, такая дудочка делается вроде пищика. А тайничок небольшой из сетки делается - с двумя дужками; одну дужку крепко к земле приспособить надо, а другую только приткнуть - и бечевку к ней привязать; соловей сверху как слетит к самке - тут и дернуть за бечевку, тайничок и закинется. Иной соловей очень жаден, так сейчас сверху пулей и бросится, как только завидит самку; а другой осторожен: сперва пониже спустится да разглядывает - его ли самка. Осторожных лучше сетью ловить. Сеть плетется сажен в пять; осыпешь ею куст или сухой дром, а осыпать надо слабо; как только спустится соловей - встанешь и погонишь его в сеть, он все низом летит - ну и повиснет в петельках. Сетью ловить можно и без самки; одною дудочкой. Как поймаешь соловья, тотчас свяжи ему кончики крылышек, чтобы не бился, и сажай его скорее в куролеску - такой ящик делается низенький, сверху и снизу холстом обтянут. Кормить пойманных соловьев надо муравлиными яйцами - понемножку и почаще; они скоро привыкают и принимаются клевать. Не мешает живых муравьев в куролеску напустить: иной болотный соловей не знает муравлиных яиц - не видал никогда - ну, а как муравьи станут таскать яйца - в задор войдет - станет их хватать.

Соловьи у нас здесь[1] дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат; а то вот еще у них самая гадкая есть штука: сделает эдак туу и вдруг: ви! - эдак визгнет, словно в воду окунется. Это самая гадкая штука. Плюнешь и пойдешь. Даже досадно станет. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена, - а колена вот какие бывают:

Первое: Пулькание - этак: пуль, пуль, пуль, пуль…

Второе: Клыкание - клы, клы, клы, как желна.

Третье: Дробь - выходит примерно как по земле разом дробь просыпать.

Четвертое: Раскат - тррррррр…

Пятое: Пленкание - почти понять можно: плень, плень, плень.

Шестое: Лешева дудка - этак протяжно: го-го-го-го-го, а там коротко: ту!

Седьмое: Кукушкин перелет. Самое редкое колено; я только два раза в жизни его слыхивал - и оба раза в Тимском уезде. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист.

Восьмое: Гусачок. Га-га-га-га… У малоархангельских соловьев хорошо это колено выходит.

Девятое: Юлиная стукотня. Как юла - есть птица, на жаворонка похожая, - или как вот органчики бывают, - этакой круглый свист: фюиюиюиюию…

Десятое: Почин - этак: тий-вить, нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают. У хорошего, нотного соловья оно еще вот как бывает: начнет - тий-вить, а там: тук! Это оттолчкой называется. Потом опять - тий-вить… тук! тук! Два раза оттолчка - и в пол-удара, этак лучше; в третий раз тий-вить - да как рассыплет вдруг, сукин сын, дробью или раскатом - едва на ногах устоишь - обожжет! Этакой соловей называется с ударом или с оттолчкой. У хорошего соловья каждое колено длинно выходит, отчетливо, сильно; чем отчетливей, тем длинней. Дурной спешит: сделал колено, отрубил, скорее другое и - смешался. Дурак дураком и остался. А хороший - нет! Рассудительно поет, правильно. Примется какое-нибудь колено чесать - не сойдет с него до истомы, проберет хоть кого. Иной даже с оборотом - так длинен; пустит, например, колено, дробь, что ли, - сперва будто книзу, а потом опять в гору, словно кругом себя окружит, как каретное колесо перекатить - надо так сказать. Одного я такого слыхал у мценского купца Ш…ва - вот был соловей! В Петербурге за тысячу двести рублей ассигнацией продан.

По охотницким замечаньям, хорошего соловья от дурного с виду отличить трудно. Многие даже самку от самца не узнают. Иная самка еще казистее самца. Молодого от старого отличить можно. У молодого, когда растопыришь ему крылья, есть на перушках пятнышки, и весь он темней; а старый - серее. Выбирать надо соловья, у которого глаза большие, нос толстый, и чтобы был плечист и высок на ногах. Тот-то соловей, что за тысячу двести рублей пошел, был росту среднего. Его Ш…в под Курском у мальчика купил за двугривенный.

В ночь на Вознесение Господне соловьи громче-звонче поют:знают и они,что это - последняя ночь пребывания Воскресшего Христа-Спаса на земле!Славят соловьи Господа,вселяя в наши души надежду на великую Его к нам милость!
Слушать этот музыкальный файл

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Соловьиная ночь, Вознесение Господне

Previous post Next post
Up