4/17 октября совершаем память свщм.Иерофея Афинского. Священномученик Иерофей, епископ Афинский, был членом афинского ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом (память 3 октября). Святой был посвящен апостолом Павлом в сан епископа. По преданию, епископ Иерофей присутствовал вместе с епископом Дионисием при погребении Пресвятой Богородицы. Скончался святитель Иерофей в 1 веке мученической смертью.
Также вспоминаем отважного русского землепроходца - Ерофея Павловича Хабарова...Его именем назван город Хабаровск.
Вблизи райцентра Нюксеница расположено древнее поселение, по-старинному Дмитриев Наволок. Судя по документам, здесь в ХУП веке крестьянствовал Ерофей Святитский (кстати, на правобережье Сухоны течет такая речка Святица, с мельницей у деревни Быково). Семья редко видела его дома. Святитский объявлялся то в Соли Вычегодской, то в заполярной Мангазее, куда холмогорцы, пинежане, тотьмичи, устюжане, как бы продлевая охотничьи путики, хаживали промышлять соболя.
Затем Ерофей обнаружился в Восточной Сибири, именуясь по архивным бумагам уже Хабаровым. Хлебопашествовал, основывал на Лене солеварни, мельницы. Кругом свои, северяне, народ хваткий, приемистый - с ними и ладить заединщину!
Почему забирались в экую-то даль? "Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше". Крепостничество шире охватывало Вологодчину. Дотоле не знававшие помещиков деревни Бохтюги, Кубены, вплоть до озера Воже, не говоря об Обноре, Грязовце, оказались во владении дворян. Отток населения с Сухоны, с посадов Великого Устюга принял угрожающие размеры. Бежали в Поморье, за Урал. Гнал страх. Страх перед надвигающейся из центра Руси неволей: пустели поселения, забрасывались пашни - подати стало платить некому.
И в Сибири не усидел Ерофей: возглавив смельчаков-добровольцев, казаков, в 1644 и 1652 годах дважды пускался за тыщу верст к Амуру. Отвагой, храбростью отряда Россия присоединила Дальний Восток, побережье Тихого океана.
На походы вожак изрядно тратился, за долги был посажен в острог, претерпел кандалы, издевательства.
Арестанта-землепроходца для суда препроводили в Москву. Его самоотверженности дали-таки оценку: в звании "сына боярского", со славой приехал на Лену.
Представьте, новоявленный дворянин запросился обратно в крестьянство, обязуясь за отказ от царской милости пахать землю, варить соль и вносить налоги. Мужик, чье имя носит город Хабаровск, станция сибирской магистрали - Ерофей Павлович!
Судьба на удивление счастливая. Ну ведь и "хабара" - словцо древнее, раньше означало удачу, успех в замыслах и предприятиях…
(В.Н. АБЕЛЕНЦЕВ. Амурские казаки (1-й том). Приамурье. Из века в век. Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. / Серия «Приамурье. Из века в век» - 288 с. Издатель: ОАО «Амурская ярмарка», Благовещенск-на-Амуре, 2008г.
http://bookucheba.com/istoriya-rossii/erofey-pavlovich-habarov-30692.html)
Хабаров был родом крестьянин Вологодской губернии. В Сибирь переселился с братом и сыном Павлом и стал заниматься хлебопашеством на Енисее. Вскоре он перешел на Лену и стал вести торговлю, и занялся соболиным промыслом. Дела его шли хорошо и он быстро разбогател, завел солеварню и усилил хлебопашество. Слухи о богатстве земель по Шилке дошли до него; мысль побывать в царстве Ловкая, обложить его ясаком и добыть через это огромную прибыль себе и царю не покидала его и вот в 1649 Хабаров подает челобитную якутскому воеводе Францбекову, в которой просит дозволения идти на князя Ловкая, причем заявил, что всю набранную артель ратных людей он обязывается содержать на свой счет, даст денег, судов, хлебных запасов, оружия, зелья, словом всего, что требуется для осуществления этого дела.
Воевода разрешил набрать людей и дал «память» от себя, в которой указывалось Хабарову идти на непослушного Ловкая и его улусных людей; велено на Шилке построить острог, из него ходить в народы, но оружие употреблять в крайности и в случае покорности Ловкая - обложить его ясаком и обещать государеву защиту.
Позднею осенью Хабаров вышел из Илимска* с 70 молодцами, большинство которых были казаки. Дошедши до устья р. Тугиры*, он волоком спустился на Амур. Слухи о зверских поступках Пояркова, должно быть, быстро распространились по Амуру, так как с приближением Хабарова все жители разбегались и селения оставались пустыми. Миновав две пустых крепостцы, Хабаров около третьей встретил 5 конных людей. Это был сам Ловкай с родственниками. Через толмача Ловкай спросил о причине появления русских. Хабаров объяснил, что пришли торговать, но Ловкай не верил и на предложение вносить умеренный ясак - поворотил коня и ускакал. В четвертом острожке тоже никого не было, в пятом нашли старуху, сестру Ловкая. Стали ее пытать по тогдашнему обычаю, поджаривая на огне. Старуха рассказала, что Ловкай, соединившись с другими жителями, ждет русских.
Хабаров увидел, что о приходе его узнали все дауры, и что ему с малыми силами с ними не справиться и поворотил назад. Дойдя до первой крепостцы, он укрепил ее, оставил в ней немного ратных людей, а с остальными спешно вернулся в Якутск, где и заявил Францбекову, что страна на Амуре богата, хлебородна, но с малыми силами успеха не видать. Воевода дал еще 21 казака, а 117 человек Хабаров набрал лично на свои средства. С такою-то силою Хабаров возвратился в оставленную крепостцу, которая названа была Албазином*. Здесь он зимовал и строил лодки. Весною 1651 г. он сплавом подошел к трем рядом стоящим крепостцам. Около первой произошел бой. Поле было утыкано стрелами. Среди даур были манджуры, прибывшие за сбором ясака. Манджуры хотели отбить высадку русских, но при первых выстрелах, потеряв 20 человек, отошли в поле и были только зрителями. Ночью русские сделали пролом, а утром ворвались в крепость.
Вслед за этим вторая и третья крепостцы сдались после безуспешной обороны. Во всех крепостях была найдена масса неприятельских трупов, а в подвалах были скрыты женщины, девицы и дети; кроме всего этого много оставлено скота и лошадей. Все это досталось в руки победителя. Прожив тут недель шесть, Хабаров 20 июня 1651 г. спустился ниже Зеи, где передовой его отряд взял крепость; при этом сдались в плен три князька. По прибытии I Хабарова они с подвластными им народами присягнули на верность России и обещались платить ежегодно дань с тысячи человек.
7 сентября Хабаров отплыл далее, предав сожжению оставленный им городок Толгин.* Дальнейший его путь ознаменовался диким истреблением мирных ибеззащитных жителей Амура и сожжением их домов, имущества и припасов. Сам Хабаров так писал воеводе: «2 июня, поделав судна большие и малые и, прося у Бога милости, поплыли мы из Албазина и через два дня отплыли до юрт, из которых даурские люди все уехали, и мы лишь только схватили ясыря - старую бабу...» Взяв, после ожесточенного штурма, три укрепления, русские дауров «в пень порубили 641 человека, больших и малых, а ясырю взято было поголовно старых и молодых, и девок 243, да малого ясырю ребенков 118. Поплыли вниз по Амуру и, плывя два дня да ночь, все улусы громили и людей побивали, и ясырь имали» и т. д.
Бессмысленный грабеж и зверство восстановили туземцев против Хабарова и они всяческими мерами старались отомстить ему, но безуспешно. Так, когда недалеко от Сунгари Хабаров остановился на зимовку, построив городок Ачанск, дучеры и ачаны*, в числе тысячи людей, воспользовались отлучкой части русских, сами атаковали Хабарова, но неудачно; русские сделали вылазку, истребили более ста человек, а остальные разбежались. Тогда разбитые и разоренные жители Амура обратились за помощью к манджурам. Фудутун* Нингуты Ижиней, неожиданно подступил к Ачанску и открыл стрельбу по русским, застав их врасплох на утренней заре 24 марта. У манджур была артиллерия и одно стеноломное орудие в 40 фунтов пороху. Этим-то орудием они пробили брешь в стене. Сам Хабаров вот как живописно описывает начало этого боя: «Братцы казаки!- закричал на город казачий есаул Андрей Иванов,- ставайте наскоре и оболакайтесь в куяки (род кольчуги) крепкие». «И метались казаки на город в единых рубашках на стену городовую, и мы казаки чаяли - из пушек бьют казаки из города, ажно (а на место того) бьет из оружия и из пушек по нашему городу войско Богдойское.* И мы казаки с ними, богдойскими людьми, войском их, дрались из-за стен с зари до схода солнца. У того нашего города богдоойские люди вырубили три звена стены сверху до земли. И из того великого войска богдойского кличет князь Исиней: «Не жгите, не рубите казаков, емлите их, казаков, живьем!». Услыша те речи, помолясь Спасу и Пречистой Владычице нашей Богородице и Угоднику Николаю Чудотворцу, промеж собою прощались и говорили то слово яз (я), Ярофейко, и есаул Андрей Иванов, и все наше войско казачье: «Умрем мы, братцы, казаки за веру крещеную и постоим за дом Спаса и Пречистая и Николы Чудотворца,и порадеем мы, казаки, Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу* всея России, и помрем мы, казаки, все за один человек против государева недруга, а живы мы, казаки, в руки им, богдойским людям, не дадимся». После такого единодушного решения, казаки, не задумавшись, вкатили в образовавшуюся брешь свою медную пушку вместе с другими орудиями и открыли такой ужасный огонь, что манджуры обратились в бегство. Заметив это, казаки сделали вылазку и отбили две чугунные пушки. Неприятель оставил более 600 трупов, 8 знамен, много оружия и более 800 лошадей. Однако русским это не прошло даром: у них было убито 10 казаков и более 70 ранено.
У Хабарова начали в это время кончаться запасы продовольствия и он, боясь вторичного наступления неприятеля, потянулся на лодках вверх по Амуру. В устье Сунгари его поджидали манджуры. Хабаров не захотел принять боя. В его отряде слишком много было раненых; воспользовавшись сильным попутным ветром, они на парусах быстро прошли мимо манджурской орды. В конце Хинганских щек* его встретил Чичегин* с 144 людьми, с порохом и свинцом. Посланный же Чичегиным Иван Нагиба*, с казаками, для розыска Хабарова, где-то в многочисленных островах около Сунгари разъехался с ним.
Соединившись с Чичегиным, Хабаров дошел 1 августа 1652 года до Зеи и собирался строить здесь острог, надеясь с высланным подкреплением защищать завоеванный им край. Но в это время в отряде произошло возмущение. На вопрос Хабарова - где строить острог? - часть отряда сказала: «Где будет угодно и где бы Государю прибыль учинить, тут и город станем делать». А другая часть, разохотившись пограбить, ответив, что *' «пора радеть своим зипунам и пожиткам», села в лодки, где была государева казна, пушки, порох и
прочее и уплыла вниз по Амуру. Уплывших было 136 человек. О случившемся Хабаров послал с 4 казаками донесение воеводе: «воры учинили государевой службе поруху, иноверцев отогнали и землю смяли», просил подмоги и что без царского указа он с Амура уйти не может.
Весть о беспорядках на Амуре не успела дойти до Москвы, но там знали о подвигах Хабарова, а присылаемые воеводой соболи, горностаи, чернобурые лисицы и прочая пушнина убеждали правительство, что стоит «ту землицу искать», а потому решено было послать на Амур особого воеводу и с ним 3000 стрельцов. Начавшаяся война с Польшей отвлекла внимание правительства от Амура и вместо трехтысячного отряда, туда послан был вельможа Зиновьев*. Он прибыл ШВПШЖІШ на Амур в августе 1653 года, привез царское жалованье Хабарову и золотые медали за храбрость его сподвижникам и начал наводить свои порядки на Амуре.
Хабарову не понравилось это; он сомневался даже в личности Зиновьева; сомневался, есть ли у него подлинный указ царя всем распоряжаться на Амуре.
Между ними произошла ссора. Зиновьев обвинял Хабарова в утайке казны, пороха и свинца и, как видно из челобитной Хабарова, Зиновьев бил его, таскал за бороду и, сменив, отправил связанным в Москву и сам выехал с ним, захватив с собой пленными несколько мужчин и женщин. «Тишайший» - царь Алексей Михайлович, повелел в 1655 году отослать пленных на Амур к Степанову для возвращения сродникам и отнюдь не принуждать амурских народов к крещению;
Хабарова же за услуги пожаловал сыном боярским* и назначил его управителем приленских деревень, где и до сих пор живет память о нем; на место же его на Амуре оставлен казак Онуфрий Степанов.
С отбытием Хабарова переменилось и счастие русского оружия на Амуре, пошатнулась и дисциплина в рядах отважных казаков; им обидно было видеть, как их любимого атамана таскал за бороду приезжий дворянин и с каким позором повезли его в Москву.
https://rgo.ru/activity/redaction/articles/put-k-amuru-ekspeditsiya-erofeya-khabarova/ А в честь 400-летия Ерофея Хабарова по благословению владыки Марка была написана Хабаровская икона Божией Матери (
http://www.slovoart.ru/node/825)
Тропарь Хабаровской иконе:"Днесь светло красуется преименитый град/ Хабаровск и вся Приамурская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради святаго Ея образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце./ Приидите, вси богоизбраннии людие,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих./ О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице,/ спаси страну нашу и вся люди Твоя, да зовем Ти: // радуйся, Дево, христиан похвало".
В этот день 4/17 октября 1813 - лейб-гвардии Казачий полк отличился в Лейпцигской битве, атакой на французских кирасир Латур-Мобура, чем спас от пленения императора Александра I и выручил русскую лёгкую гвардейскую кавалерию, атакованную неприятелем на марше.
В честь отличия Черноморской сотни в Лейпцигской битве 1813 года) - в день священномученика Иерофея 4/17 октября, был установлен праздник Собственного Его Императорского Величества Конвоя.Святой Иерофей, Епископ Афинский на долгие годы стал небесным покровителем Собственного Его Императорского Величества Конвоя.
Наш фотоальбом ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.346491985494152.1073742073.100004000613160&type=1&l=eeab8ff266