СПАСА КРОТКОГО ПЕЧАЛЬ...

Aug 29, 2024 00:01




На Руси иконы Спаса Нерукотворного появляются уже в X веке, это самые древние из русских икон.
Основные виды изображений Нерукотворного
Образа Спасителя
В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».
На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. По нижнему краю проходит кайма. Лик Спасителя - это лик человека средних лет с тонкими, одухотворенными чертами, с бородой, разделённой надвое, с длинными вьющимися на концах волосами, с прямым пробором.
Вокруг головы - нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. Иногда использовались жёлтые или охристые тона.
В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать буквы О W Н, а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя - IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом».
На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидоном». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.
Икона «Спас Нерукотворный» считается прижизненным изображением Христа и одной из первых его икон. Иконография Св. Лика содержит только оглавные изображения. Этот иконописный канон в Х в. попал из Византии на Русь.
Иконные списки Мандилиона служили в первую очередь образами для личной молитвы и поклонения. Их почитали особо, полагая, что этот иконографический тип восходит к самому древнему и наиболее достоверному изображению Христа. Наиболее ранние его образы выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намека на материю или черепицу. Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος - не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύη, μανδύας - «убрус, мантия, шерстяной плащ») - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών - черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
Иван Полуянов напоминает: Иконы Спаса Иисуса Христа были чуть ли не в каждой избе, под божницей горела негасимая лампада в посты, по праздникам.
Спас Нерукотворный, шитый шелком по бархату, в перлах и злате, сиял на знамени российского воинства. С ним сражались на льду Чудского озера, на поле Куликовом - везде, где мечом и щитом решалась судьба Святой Руси, ее грядущее.(Деревенские святцы).
16/29 августа празднуем Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
Пе­ре­не­се­ние из Едес­сы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста бы­ло в 944 г. Пре­да­ние сви­де­тель­ству­ет, что во вре­ме­на про­по­ве­ди Спа­си­те­ля в си­рий­ском го­ро­де Едес­се пра­вил Ав­гарь. Он был по­ра­жен по все­му те­лу про­ка­зой. Слух о ве­ли­ких чу­де­сах, тво­ри­мых Гос­по­дом, рас­про­стра­нил­ся по Си­рии (Мф.4:24) и до­шел до Ав­га­ря. Не ви­дя Спа­си­те­ля, Ав­гарь уве­ро­вал в Него как в Сы­на Бо­жия и на­пи­сал пись­мо с прось­бой прий­ти и ис­це­лить его. С этим пись­мом он по­слал в Па­ле­сти­ну сво­е­го жи­во­пис­ца Ана­нию, по­ру­чив ему на­пи­сать изо­бра­же­ние Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля. Ана­ния при­шел в Иеру­са­лим и уви­дел Гос­по­да, окру­жен­но­го на­ро­дом. Он не мог по­дой­ти к Нему из-за боль­шо­го сте­че­ния лю­дей, слу­шав­ших про­по­ведь Спа­си­те­ля. То­гда он стал на вы­со­ком камне и по­пы­тал­ся из­да­ли на­пи­сать об­раз Гос­по­да Иису­са Хри­ста, но это ему ни­как не уда­ва­лось. Спа­си­тель Сам по­до­звал его, на­звал по име­ни и пе­ре­дал для Ав­га­ря крат­кое пись­мо, в ко­то­ром, убла­жив ве­ру пра­ви­те­ля, обе­щал при­слать Сво­е­го уче­ни­ка для ис­це­ле­ния от про­ка­зы и на­став­ле­ния ко спа­се­нию. По­том Гос­подь по­про­сил при­не­сти во­ду и убрус (холст, по­ло­тен­це). Он умыл ли­цо, отер его убру­сом, и на нем от­пе­чат­лел­ся Его Бо­же­ствен­ный Лик. Убрус и пись­мо Спа­си­те­ля Ана­ния при­нес в Едес­су. С бла­го­го­ве­ни­ем при­нял Ав­гарь свя­ты­ню и по­лу­чил ис­це­ле­ние; лишь ма­лая часть сле­дов страш­ной бо­лез­ни оста­ва­лась на его ли­це до при­хо­да обе­щан­но­го Гос­по­дом уче­ни­ка. Им был апо­стол от 70-ти свя­той Фад­дей (па­мять 21 ав­гу­ста), ко­то­рый про­по­ве­дал Еван­ге­лие и кре­стил уве­ро­вав­ше­го Ав­га­ря и всех жи­те­лей Едес­сы. На­пи­сав на Неру­ко­твор­ном Об­ра­зе сло­ва «Хри­сте Бо­же, вся­кий, упо­вая на Те­бя, не по­сты­дит­ся», Ав­гарь укра­сил его и уста­но­вил в ни­ше над го­род­ски­ми во­ро­та­ми. Мно­го лет жи­те­ли хра­ни­ли бла­го­че­сти­вый обы­чай по­кло­нять­ся Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу, ко­гда про­хо­ди­ли через во­ро­та. Но один из пра­вну­ков Ав­га­ря, пра­вив­ший Едес­сой, впал в идо­ло­по­клон­ство. Он ре­шил снять Об­раз с го­род­ской сте­ны. Гос­подь по­ве­лел в ви­де­нии Едес­ско­му епи­ско­пу скрыть Его изо­бра­же­ние. Епи­скоп, при­дя но­чью со сво­им кли­ром, за­жег пе­ред ним лам­па­ду и за­ло­жил гли­ня­ной до­с­кой и кир­пи­ча­ми. Про­шло мно­го лет, и жи­те­ли за­бы­ли о свя­тыне. Но вот, ко­гда в 545 г. пер­сид­ский царь Хоз­рой I оса­дил Едес­су и по­ло­же­ние го­ро­да ка­за­лось без­на­деж­ным, епи­ско­пу Евла­вию яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и по­ве­ле­ла до­стать из за­му­ро­ван­ной ни­ши Об­раз, ко­то­рый спа­сет го­род от непри­я­те­ля. Разо­брав ни­шу, епи­скоп об­рел Неру­ко­твор­ный Об­раз: пе­ред ним го­ре­ла лам­па­да, а на гли­ня­ной дос­ке, за­кры­вав­шей ни­шу, бы­ло по­доб­ное же изо­бра­же­ние. По­сле со­вер­ше­ния крест­но­го хо­да с Неру­ко­твор­ным Об­ра­зом по сте­нам го­ро­да пер­сид­ское вой­ско от­сту­пи­ло. В 630 го­ду Едес­сой овла­де­ли ара­бы, но они не пре­пят­ство­ва­ли по­кло­не­нию Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу, сла­ва о ко­то­ром рас­про­стра­ни­лась по все­му Во­сто­ку. В 944 го­ду им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (912-959) по­же­лал пе­ре­не­сти Об­раз в то­гдаш­нюю сто­ли­цу Пра­во­сла­вия и вы­ку­пил его у эми­ра - пра­ви­те­ля го­ро­да. С ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми Неру­ко­твор­ный Об­раз Спа­си­те­ля и то пись­мо, ко­то­рое Он на­пи­сал Ав­га­рю, бы­ли пе­ре­не­се­ны ду­хо­вен­ством в Кон­стан­ти­но­поль. 16 ав­гу­ста Об­раз Спа­си­те­ля был по­став­лен в Фа­рос­ской церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. О по­сле­ду­ю­щей судь­бе Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за су­ще­ству­ет несколь­ко пре­да­ний. По од­но­му - его по­хи­ти­ли кре­сто­нос­цы во вре­ме­на их вла­ды­че­ства в Кон­стан­ти­но­по­ле (1204-1261), но ко­рабль, на ко­то­рый бы­ла взя­та свя­ты­ня, по­то­нул в Мра­мор­ном мо­ре. По дру­гим пре­да­ни­ям, Неру­ко­твор­ный Об­раз был пе­ре­дан око­ло 1362 го­да в Ге­ную, где хра­нит­ся в мо­на­сты­ре в честь апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. Из­вест­но, что Неру­ко­твор­ный Об­раз неод­но­крат­но да­вал с се­бя точ­ные от­пе­чат­ки. Один из них, т. н. «на ке­ра­мии», от­пе­ча­тал­ся, ко­гда Ана­ния пря­тал об­раз у сте­ны по пу­ти в Едес­су; дру­гой, от­пе­ча­тав­шись на пла­ще, по­пал в Гру­зию. Воз­мож­но, что раз­ность пре­да­ний о пер­во­на­чаль­ном Неру­ко­твор­ном Об­ра­зе ос­но­вы­ва­ет­ся на су­ще­ство­ва­нии несколь­ких точ­ных от­пе­чат­ков.
Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ской ере­си за­щит­ни­ки ико­но­по­чи­та­ния, про­ли­вая кровь за свя­тые ико­ны, пе­ли тро­парь Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу. В до­ка­за­тель­ство ис­тин­но­сти ико­но­по­чи­та­ния па­па Гри­го­рий II (715-731) при­слал пись­мо к во­сточ­но­му им­пе­ра­то­ру, в ко­то­ром ука­зы­вал на ис­це­ле­ние ца­ря Ав­га­ря и пре­бы­ва­ние Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за в Едес­се как на об­ще­из­вест­ный факт. Неру­ко­твор­ный Об­раз по­ме­щал­ся на зна­ме­нах рус­ских войск, ограж­дая их от вра­гов. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви есть бла­го­че­сти­вый обы­чай при вхо­де ве­ру­ю­ще­го в храм чи­тать вме­сте с дру­ги­ми мо­лит­ва­ми тро­парь Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу Спа­си­те­ля.
По Про­ло­гам из­вест­ны 4 Неру­ко­твор­ных Об­ра­за Спа­си­те­ля: 1) в Едес­се, ца­ря Ав­га­ря - 16 ав­гу­ста; 2) Ка­му­ли­ан­ский; об­ре­те­ние его опи­сал свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (па­мять 10 ян­ва­ря); по ска­за­нию пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца († 1809; па­мять 1 июля), Ка­му­ли­ан­ский об­раз явил­ся в 392 го­ду, но он имел в ви­ду об­раз Ма­те­ри Бо­жи­ей - 9 ав­гу­ста; 3) при им­пе­ра­то­ре Ти­ве­рии (578-582), от ко­то­ро­го по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние свя­тая Ма­рия син­кли­ти­кия (па­мять 11 ав­гу­ста); 4) на ке­ра­мии - 16 ав­гу­ста.
Празд­не­ство в честь пе­ре­не­се­ния Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за, со­вер­ша­е­мое в по­праздн­ство Успе­ния, на­зы­ва­ют тре­тьим Спа­сом, «Спа­сом на хол­сте». Осо­бое по­чи­та­ние это­го празд­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вы­ра­зи­лось и в ико­но­пи­са­нии; ико­на Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за од­на из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных.
«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.
Список с чудотворного образа «Нерукотворный Спас» на металле
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.
*****
Сергей Есенин
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льётся пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
*****
Сергей Есенин
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись пречистому Спасу.
Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси.
Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
"Все единому служим мы господу,
Возлагая вериги на плечи".
Вынимали калики поспешливо
Для коров сбережённые крохи.
И кричали пастушки насмешливо:
"Девки, в пляску! Идут скоморохи!"

Спас ореховый, Спас холщовый…
Праздник хлеба и бабьего лета.
Был рассвет вчера васильковый,
А сегодня - сапфирного цвета…

Лик Спасителя обретая,
Обретает душа покой.
Русь отчаянная, святая,
О любви мне негромко спой.

Все закончится скоро…
Осень. Не стыдясь своих слез и слов,
Ожидания лета оземь
Бросит, как дожди на Покров…

Спас ореховый, Спас мой хлебный,
Отпуская птиц в дальнюю даль,
Благодарственные молебны
Закажи, я прошу, чтоб печаль

Не карябала сердце тревогой
И заброшенною дорогой…
(П. Любимов)



Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий - Ореховый Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают - Ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами -
Полотняный, Ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица -

Тихий третий - Ореховый Спас…

(В. Цокуренко)


Незаметно прокатилось лето
В хлопотах, и вот уж Третий Спас.
Подарила жаркая пора за это -
Хлеб, дары природы про запас.

Меж дубрав орешник поспевает,
В листьях желтых гроздьями висит.
Август в лес прохладой зазывает,
Щедрыми дарами одарит.

Ветер с веток листья обрывает,
В кроне дуба листьями шумит.
Пышные убранства лес теряет.
Осень лето завершить спешит.



На прощанье лето пировало.
Полоскало скатерти холщовые
в родниках, купелях, да кидало
поперёк земли и неба новые.
А по скатертям, белёным солнцем,
потянулись журавлиной линией
птичьи души к дальнему оконцу -
относить тепло за море синее.

Разбросало лето на скатёрках
ягод да грибов, кудес невиданных,
яблок да медовых сот в ведёрках,
россыпи орехов турмалиновых.
На семи холмах многоголосие
с караваем свежим да весельем.
Кланяется лето златоосени:
«Принимай, хозяюшка, владенья!»

(Н. Губанова)



Наш фотоальбом СПАСА КРОТКОГО ПЕЧАЛЬ... https://www.facebook.com/media/set/?set=a.321814051295279.1073742025.100004000613160&type=1&l=1391d135e8

Православные иконы, Православная Церковь, Хабаровск, Православие, Три Спаса

Previous post Next post
Up