ПРЕЧИСТАЯ ВОСКРЕСЛА! - ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЛА!

Aug 27, 2024 23:46




Малая Пасха - так называют в народе праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства (27 августа) и 9 дней попразднства. Отдание Праздника - 5 сентября.

Восходя на небо, Богородица обещала опечаленным апостолам не оставлять их до скончания дней. И не найдётся среди нас никого, кто не испытал бы в своей маленькой судьбе спасительного вмешательства Её благодати и хотя бы раз в жизни не воскликнул бы на краю пропасти, уже готовой было поглотить нас: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!..»
Предание рассказывает нам, что после Своей смерти Пресвятая Богородица воскресла и, не только душой, но и телом, вознеслась ко Христу. Воскрешение Девы Марии это залог того, что каждого из нас ждёт воскресение из мертвых.
Летняя Пасха подает нам возможность выразить Матери нашего Искупителя и нашей собственной Матери всю нашу глубокую признательность за все то, что Она сделала для человеческого рода, и для каждого из нас.

"Калики перехожие разносят по Святой Руси переходящие из уст в уста старинные песни, былины и «стихи». Этих убогих странников кормит их пение - на усладу люду православному. Много стихов поют бедные носители народного песнотворчества, мало-помалу исчезающие с лица родной земли под шум и гул иных - новых, имеющих мало общего с творчеством, - песен. Недалеки те дни, когда от этих «птиц Божиих» останется в народе только одно предание о их странствиях. Есть несколько народных стихов духовных про Успение, записанных в разных местностях Святой Руси.
Один из этих «сказов» начинается следующим песенным воззванием к Богоматери:

«Госпоже Дево Царице,
Марие Богородице!
Поем Тя, хвалим Тя велегласно,
В песнех красно,
Чудес море пресвятое,
В Гепсиманской веси сокрытое!»

Затем, после приведенной вступительной запевки, безвестный стихослагатель переходит к повествовательной стороне стиха:

«Ты, Гепсимани, столица», - с простодушным умилением поет он, -
«в тебе устнула Царица.
Была весь малая зело красна,
А днесь благодарно:
Се Девица, голубица,
Се Мата, всех царей Царица.
Когда Ти, Дево, устнула,
Лик апостольский вжаснула,
Ангелов множество песнь спевали,
Где взимали душу чисту Иисус Христу,
От земли к небеси провождали.
Тогда апостоли не были,
Облаком с конец слетили,
Спешились на погреб,
Не медлячи, голосячи,
На погрёб той Девы Святой,
Марии устнувшой,
Девы Пречистой.

Фома в Индии провождал время,
На погреб Девы спознился,
А потом, приспевши,
Зело рыдал и припадал
К гробу лицем,
Жалил сердцем,
Что Девы устнувшой не оглядал.

Афоний (языческий жрец-волхвователь) одр хотел струтити,
Волшебством умел ходити,
Никтоже бо не виде от земна рода.
Но воевода с мечом власно
Предста вжасно, -
Афоний без рук является;
Народ мног тогда здвигнуся,
Лик апостольский вжаснуся,
Афоний Царицу всех прославлял
И поведал, что Девица голубица,
Се Мати всех царей и Царица»...

Повествование обрывается, и стихопевец снова преображается во вдохновенного молитвенника, взывая:

«Я мы Тя, Дево, взираем,
Лица зрения желаем,
Даждь и нам Тя, Панно, оглядати,
Божия Мати,
Непременно, благоговейно,
Сподоби в небеси царствовати!»

Стих заканчивается, как и начался, благоговейным прославлением Богоматери:

«Ты есть царская одежда,
Во скорбех наших надежда,
Ты - скиптро царская,
Ты - корона, оборона,
Сохраняя, свобождати, от врагов покрый нас,
О, Божия Мати!...»

Наименование Пресвятой Девы «Панною» (в предзаключительной молитвенной части) явно свидетельствует о западнорусском происхождении приведенного народного стиха духовного.
Другой стиховный сказ начинается такой запевкою:

«Апостоли с конца света
Собравшася вcu для совета.
О, Девице, Твое Успение,
Пришли наше хваление
И подаждь нам радование!
Отец свыше призирает,
Сын Матери руце давает...»

Этот довольно неуклюжий «стих» можно и теперь еще слышать в сельской глуши у церковных папертей в день Успения Пресвятой Богородицы. После обедни калики перехожие идут своим путем-дорогою, останавливаясь под окнами справляющих «спожинки» семьян. Умилительно звучит в их устах полународная, полукнижная, своеобразно размеренная, стихотворная речь:

«Раю небесный, отворися,
Марию прияти потщися,
В красно-светлыя своя вселяя дворе,
Юже радостно сретают Сил соборы,
Яко невесту
Божию чисту...
О, Марие, красота девства!»

Этот торжественный напев странников так породит к праздничному настроению пахарей, справляющих благополучное окончание одного из главнейших своих земледельческих трудов.
(А.Коринфский."Народная Русь" )

Торжественно празднуется престольный праздник у многочисленных Успенских храмах.

Мы традиционно 28 августа празднуем Престол в Градо-Хабаровском Успенском соборе!
Наш фотоальбом УСПЕНЬЕВ ДЕНЬ ПРАЗДНУЕМ!
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.320864384723579.1073742022.100004000613160&type=1&l=2ced3c043a

Попраздство Успения Пресвятыя Богородицы содержит Чин Погребения Пресвятой Богородицы.
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба Чина Погребения Богоматери, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии».
После чтения Чина Погребения в храме под колокольный звон совершается Крестный ход с Плащаницей вокруг храма.

Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.
В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически - как третий день после Успения, и исторически - такова была практика в Гефсиманском скиту).
Наш фотоальбом ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ В ГРАДО-ХАБАРОВСКОМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1152115834931759.1073742619.100004000613160&type=1&l=660e1f225b
Наш фотоальбом ПРЕЧИСТАЯ ВОСКРЕСЛА! - ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЛА!

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.899065773570101&type=3

Иконы Божией Матери, Православный храм, Православные традиции, Успение Пресвятыя Богородицы, Православные праздники

Previous post Next post
Up