11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, в Церкви
установлено отмечать День трезвости. Иоанн Предтеча явил собой образец высокоподвижнической жизни и никогда не пил вина...
Иоанн Креститель, память которого мы совершаем ныне, удостоился свидетельства от Господа, как о большем среди всех рождённых на земле (Мф. 11, 11). Этот величайший святой муж был убит в результате необдуманной клятвы царя Ирода, данной на пиру под звуки хмельного веселья. Потеря трезвости, как телесной, так и душевной, очень часто приводит к печальному результату. Разрушаются семьи, гибнут люди и целые сообщества. Поэтому не случайно именно в нынешний праздник отмечается день трезвости.
Созерцая духовным взором подвиг Иоанна Предтечи, мы воспринимаем его воздержанную жизнь как добрый образец для всякого христианина. Сегодня очень важно, чтобы православные верующие подавали пример трезвости и благоразумия во всех сферах жизни, дабы имя Божие не было в поругании у людей внешних по отношению к Церкви (Рим. 2, 24).
Празднику трезвости в России уже более ста лет!
Впервые он отмечался в 1913 году по инициативе Церкви. На время праздника были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий. Во всех православных храмах столицы читалось воззвание о значении праздника, силами трезвенников были организованы крестные ходы.
Праздники того времени отличались большой насыщенностью мероприятий просветительского и культурного характера.
Вторая половина XIX века - время серьезных перемен во всех сферах жизни Российского государства. В 1861 году состоялась отмена крепостного права, начавшая новый этап в истории России - наметился существенный рост производства, произошло усиление политической активности всех слоев населения, появление новых идей и духовных исканий у ведущих мыслителей русской культуры.
Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя на душу населения в год по сравнению с современностью тогда был невысок (4,7 литров против 18,5 литров сегодня), общество, и особенно духовенство, ответило на рост потребления алкоголя массовым созданием обществ трезвости. В конце XIX - начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение. Под последним понимается «общественное движение за добровольный отказ граждан (временный или постоянный) от потребления алкоголя, принятие ограничительных, запрети¬тельных и просветительных мер против распространения, производства и потребления алкоголя на местном, региональном и государственном уровне».
Первые российские общества трезвости с уставами и продуманной программой действий начали появляться примерно в 1880-х годах. В 1882 году С.А. Рачинским было создано знаменитое Татевское общество трезвости. Наибольшее развитие в истории страны движение за трезвость получило в 1907-1914 годах (между революцией 1905-1907 гг. и первой мировой войной), когда многие осознали необходимость отрезвления как условие спасения и мирного обновления страны. В первую очередь, это связано с переменой правительственного курса, когда власть, наконец, всерьез задумалась об алкогольной угрозе.
Еще в 1894 году в связи с переходом к государственной винной монополии по всей стране начали создаваться Попечительства о народной трезвости - государственные учреждения, целью которых было распространение здравых понятий о вреде пьянства. Члены попечительств о народной трезвости в отличие от других попечительств получали жалование, а сами попечительства пользовались крупным финансированием. К сожалению, деятельность многих попечительств была крайне пассивной и малоэффективной. Причем «правительство понимало неэффективность начатой борьбы» и искало другие способы решения назревшей алкогольной проблемы.
Наряду с попечительствами в стране создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости с огромным количеством членов. При этом общества трезвости были по преимуществу религиозными православными и крестьянскими своему составу. То есть большинство обществ трезвости в российской империи были созданы при сельских приходах, а их работой руководил местный священник.
В 1914 году, в том числе в связи с начавшейся войной, был принят ряд антиалкогольных постановлений, который в значительной степени снизил разрушительное воздействие алкоголя на российское общество. Произошло резкое уменьшение количества потребляемого алкоголя и вслед за этим резкое улучшение демографических и социально-экономических показателей развития страны, описанное в литературе.
В Христорождественском соборе Хабаровска после Божественной литургии был совершен Крестный ход с иконой "Неупиваемая чаша" и отслужен молебен с прошениями об избавлении от недугов пьянства и наркомании
"О еже призрети милостивно на рабов Своих, от недугов пьянства и наркомании душею и телом страждущих, и разрешити их от уз смертоносных страстей, Господу помолимся;
О еже избавити страждущия рабы Своя от пагубных страстей пьянства и наркомании и соблюсти их во спасительном страсе и чистоте, воздержании и правде, Господу помолимся;
О еже припасти им к Богу в покаянии и препобедити пагубные страсти, да причастницы благ вечных будут, Господу помолимся;
О сродницех их скорбящих, и о еже прияти молитвы их и воздыхания, Господу помолимся;
О избавитися имже и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся."
(Утверждены на заседании Священного Синода 15 июля 2016 года (журнал № 69)
Наш фотоальбом ДЕНЬ ТРЕЗВОСТИ...ТРЕЗВАЯ ЖИЗНЬ!
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.909747189168626.1073742568.100004000613160&type=1&l=595abdd2ad