КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК: СКУДНАЯ ТРАПЕЗА ...

Jan 18, 2024 01:32



18 ян­ва­ря в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви день На­ве­че­рия Кре­ще­ния
Гос­подня, или, Кре­щен­ский со­чель­ник.
До 5 ве­ка бы­ло при­ня­то вспо­ми­нать рож­де­ние и кре­ще­ние Сы­на Бо­жия в один день - 6 ян­ва­ря и на­зы­вал­ся этот празд­ник Фе­о­фа­ни­ей - Бо­го­яв­ле­ни­ем, что го­во­ри­ло о во­пло­ще­нии Хри­ста в мир и о яв­ле­нии Тро­и­цы в во­дах Иор­дан­ских.

Пе­ре­не­се­но празд­не­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва на 25 де­каб­ря (по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, или ста­ро­му сти­лю) бы­ло уже поз­же, в 5 ве­ке. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло но­во­му цер­ков­но­му яв­ле­нию - свят­кам, за­кан­чи­ва­ю­щим­ся на­ве­че­ри­ем, или со­чель­ни­ком празд­ни­ка Кре­ще­ния.
Сло­во на­ве­че­рие озна­ча­ет пред­две­рие цер­ков­но­го тор­же­ства, а вто­рое на­зва­ние - со­чель­ник (или со­чев­ник) свя­за­но с тра­ди­ци­ей в этот день ва­рить пше­нич­ный взвар с мё­дом и изю­мом - со­чи­во.

Вви­ду важ­но­сти со­вер­шив­ше­го­ся в на­сту­па­ю­щий день со­бы­тия в жиз­ни Иису­са Хри­ста, Цер­ковь уста­но­ви­ла пост. Имен­но от­сю­да и по­шла тра­ди­ция ва­рить со­чи­во, ко­то­рая не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной, но на­столь­ко удоб­на, что во­шла в тра­ди­цию по­все­мест­но. По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво.

Готовить сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).

Ра­зу­ме­ет­ся, в на­ши дни не у всех есть та­кая воз­мож­ность, но пост со­блю­сти всё же необ­хо­ди­мо: «Си­це убо окорм­ля­е­ми Бо­жи­ею Бла­го­да­тию, ли­хо­им­ства сво­бо­дим­ся», го­во­рит нам Ти­пи­кон. Под ли­хо­им­ством по­ни­ма­ет­ся всё, что вку­ша­ет­ся сверх нуж­ды и пусть ме­ри­лом здесь бу­дет каж­до­му его со­весть.

Ме­ру по­ста ве­ру­ю­щие опре­де­ля­ют ин­ди­ви­ду­аль­но, по си­лам и бла­го­сло­ве­нию ду­хов­ни­ка. В этот день, как и в Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, не вку­ша­ют пи­щу до вы­но­са све­чи по­сле Ли­тур­гии утром и пер­во­го при­ча­ще­ния кре­щен­ской во­ды.

Примечание. На трапе́́зе пост: «И вхо́́дим в трапе́́зу, и яди́́м с древянома́́слием, испива́́ем же и вина́́. Сы́́ра же, и подобных ему́́, и рыб ника́́коже де́́рзнем я́́сти, возбранено́́ бо есть Боже́́ственными пра́́вилы. Си́́це быва́́ет слу́́жба по́́стну дню су́́щу, в на́́вечерии Просвеще́́ния» (Типикон, 6 января)

«Ве́домо же бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Богоявле́ния в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет, и тропари́ ца́рских часо́в со чте́ниями в суббо́ту и Неде́лю не пою́тся, но пое́м часы́ ца́рския пре́жде в пято́к по обы́чаю, я́коже ука́зано на ряду́. Глаго́лем же Симво́л ве́ры, и псало́м 33-й: Благословлю́ Го́спода... И отпу́ст. И в той день яди́м сыр и я́ица» (Типикон, 5 января, «зри»). «Подоба́ет ве́дати: Я́ко а́ще случи́тся на́вечерие свята́го Богоявле́ния в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет. Литурги́я же быва́ет Златоу́стаго во свое́ вре́мя по обы́чаю, я́коже и всегда́. И по отпуще́нии Литурги́и в трапе́зу не хо́дим, но в притво́ре церко́внем се́дшим нам, тра́пезарь дае́т по уло́мку хле́ба коему́ждо: или́ по ма́лу хле́бцу пшени́чному, и ма́ло смо́квий и фи́ник, и по еди́ной ча́ше вина́, я́ко да не нарече́тся пост: ожида́ем же вече́рняго собо́ра. Посе́м отше́дше в ке́ллии своя́, безмо́лвствуем до вре́мене вече́рняго. Вели́каго же Васи́лия Литурги́я соверша́ется в са́мый пра́здник» (Типикон, 6 января, 2-е «зри»). Эти предписания Устава означают, что в сочельник Крещения, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла. Ср.: Типикон, 5 января, «зри»: «По отпуще́нии же Литурги́и яди́м укру́хи, и пие́м по еди́ной ча́ши вина́. Соверше́нно же яди́м по отпу́сте вече́рни, со еле́ем. Сы́ра же и яи́ц и рыб ника́коже де́рзнем косну́тися».

Как праздновали на Руси Крещенский Сочельник, повествует И.Калинский (Церковно-Народный Месяцеслов на Руси):

"День этот исстари особенно уважается как канун Крещения Господня и известен под названием Крещенского вечера.

По давнему благочестивому обычаю в этот вечер русские люди, подобно тому, как на Рождественский сочельник, постятся до восхода звезды. Следующая затем трапеза называется Сочельником, Голодною кутьею, или Голодным святым вечером."

Наша "голодная кутья" всякий раз по-разному готовится...
Наш фотоальбом КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК: СКУДНАЯ ТРАПЕЗА
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.776055869204426.1073742497.100004000613160&type=1&l=ebab7ca6fd

Январь, Православные традиции, Сочельник Крещенский

Previous post Next post
Up