9 декабря - день Освящения церкви вмч. Георгия в Киеве.
Храм Георгия Победоносца - один из первых
киевских храмов, построенный в
XI веке в честь великомученика
Георгия Победоносца - небесного покровителя князя
Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий или Юрий).Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на углу современной
Владимирской улицы и Георгиевского переулка. В Киевском синопсисе описывается её расположение справа от Софийского собора: «Созда же [Ярослав] и церковь святаго великомученика Георгия от камене, во имя себе от св. крещения данное, по правой стране святыя Софии» ,на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. Упоминается в
Лаврентьевской летописи, согласно которой освящение храма могло произойти не ранее ноября
1051 года. Ещё одним источником, из которого известно об основании храма, является сказание в составе второй редакции Пролога, из которого известно, что церковь была освящена между 1051 и 1054 гг. В этом документе сообщаются подробности о строительстве Георгиевской церкви: Ярослав Мудрый, обеспокоенный тем, что у церкви «не бе… много делатель», приказал «возити куны на возех в камару Золотых ворот и возвестиша на торгу людем, да возмет кождо по ногате на день и бысть множество делающих»
26 ноября(9 декабря н.ст.) храм был освящен святителем
Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. День освящения Георгиевского храма -
26 ноября (9 декабря н.ст.)- стал общерусским праздником: в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия»
Храм был разрушен, вероятно, вследствие общего упадка древней части Киева после разорения города ордами хана
Батыя в
1240 году .
В
1744 году на древних фундаментах заложен каменный храм, строительство которого велось на средства императрицы Елизаветы Петровны и было завершено в
1752 году. Храм был построен в стиле упрощённого
барокко и увенчан скромной главкой
В 1884 году глава храма была переделана в неовизантийском стиле, а над притвором надстроена колокольня по проекту киевского архитектора
В. Н. Николаева. В 1897 году тот же архитектор пристроил к южному фасаду церкви ризницу в виде приземистой часовни.
В 1934 году Георгиевский храм был снесён советской властью.
День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом "осенний Георгий".
Поселяне об этом дне сохранили свои воспоминания в поговорках: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!-Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора.-Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре.-На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.- Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять проторы.-Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день.-Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик и был таков.-Крепки ряды Юрьевым днем.-Мужик болит и сохнет по Юрьев день. Малоруссы сохранили об Юрьеве дне свою поговорку: Вот, тыбе, бабо, и Юрьев день! Сербы имеют свое воспоминание о Юрьеве дне: Дан по дань шать додье, и Дьурдьев день, аль е много неделя, баба говорила (день за день, придет и Юрьев день, но еще не скоро, баба говорила).
Юрьев день осенний был временем перехода крестьян от одного помещика к другому. В Судебнике этот срок определялся: «за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стоглаве (глава 97) было уложено: «А в которых старых слободах дворы опустеют, и о те дворы называти сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей о сроце Юрьеве дне осеннем, по цареву указу и по старине. А из слобод митрополичьих, и из архиепископльих, и епископльих, и монастырских, которые христиане похотят идти во град на посад, или в села жити, и тем людям идти волно о сроце Юрьеве дни с отказом по нашему царскому указу». Крестьяне, переходя на помещичью землю, обязывались подчиняться помещикам, исполнять условные повинности и платить подати за владение их вотчиною. Обязанные условиями, они не могли отойти прежде срока, уложенного законами; не могли подняться с своими животами, не рассчитавшись за пожилое. Помещик не мог брать и требовать лишнего; сделки бывали при свидетелях и послухах; он не мог удержать его на своей земле: закон ограждал и мужика, и владельца. Переходы совершались после предварительного объявления помещику и при свидетелях. Сбежавший тайно считался беглецом и наказывался пенями. По Судебнику видим, что семь дней назначались для объявлений и сделок, и семь дней для сборов. Царь Борис Феодорович первый остановил бродяжничество крестьян и укрепил их за владельцами. Царь Василий Иоаннович Шуйский, указом 1607 г., марта 9, решительно запретил крестьянские переходы. Царь Михаил Феодорович, введением Писцовых книг и всеобщею переписью, определил права помещичьи и оставил крестьян навсегда при земле владельца.
Помещичьи сборы с крестьян доселе называются в Костромской и других губерниях Юрьевским оброком. Воспоминание крестьян о переходах совершенно исчезло в народе; но доселе сохранился обычай у крестьян при отъезде служить на этот день молебны об успехе в пути.
Вот как об этом пишет И. П. Калинский в книге "Церковно-Народный Месяцеслов на Руси":
"26-й день - освящение церкви св. великомученика Георгия, в Киеве пред вратами св. Софии.
Праздник этот известен в русском народе под именем осеннего, в отличие от весеннего Юрьего дня, и ведет свое начало с XII в. Он установлен великим князем Ярославом, который, по словам одного старинного памятника, первый заповедовал по всей Руси «творити праздник св. Георгия месяца ноября 26 числа». В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неделю по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: «а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывается «отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же».
Царь Борис Годунов первый, а потом за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день», вероятно, сказалось русским человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день» и т. д. От древнего Юрьева дня остался и держится в некоторых местах доселе один благочестивый обычай, по которому в день памяти св. Георгия, 26 ноября, наши поселяне при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь. Приурочивание этого обычая к осеннему Юрьеву дню дает право предполагать, не есть ли этот остаток добрых обычаев нашей старины, которыми древнерусские крестьяне сопровождали свое расставание со старыми своими господами и собирались на службу к другим."
Таков он вкратце, Юрий Холодный, у кого гостила Катерина-санница.
"Мужик болеет и сохнет по Юрьев день" - говорят, это присловье устарело. Не знаю, что ответить, не владею вопросом. Забыта к Юрью дорога, и кто бы надоумил, где ее найти, пешком бы по ней отправился, - ну, кто еще со мной Юрья деревенских святцев навестить?
ИВАН ПОЛУЯНОВ - ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ
Наш фотоальбом ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ!
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.361269940683023.1073742099.100004000613160&type=1&l=15990c53ec