ПРЕЧИСТАЯ ВОСКРЕСЛА! - ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЛА!

Sep 05, 2024 05:50



Малая Пасха - так называют в народе праздник Успения Пресвятой Богородицы.Восходя на небо, Богородица обещала опечаленным апостолам не оставлять их до скончания дней. И не найдётся среди нас никого, кто не испытал бы в своей маленькой судьбе спасительного вмешательства Её благодати и хотя бы раз в жизни не воскликнул бы на краю пропасти, уже готовой было поглотить нас: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!..»
Предание рассказывает нам, что после Своей смерти Пресвятая Богородица воскресла и, не только душой, но и телом, вознеслась ко Христу. Воскрешение Девы Марии это залог того, что каждого из нас ждёт воскресение из мертвых.
Летняя Пасха подает нам возможность выразить Матери нашего Искупителя и нашей собственной Матери всю нашу глубокую признательность за все то, что Она сделала для человеческого рода, и для каждого из нас.

"Калики перехожие разносят по Святой Руси переходящие из уст в уста старинные песни, былины и «стихи». Этих убогих странников кормит их пение - на усладу люду православному. Много стихов поют бедные носители народного песнотворчества, мало-помалу исчезающие с лица родной земли под шум и гул иных - новых, имеющих мало общего с творчеством, - песен. Недалеки те дни, когда от этих «птиц Божиих» останется в народе только одно предание о их странствиях. Есть несколько народных стихов духовных про Успение, записанных в разных местностях Святой Руси.
Один из этих «сказов» начинается следующим песенным воззванием к Богоматери:

«Госпоже Дево Царице,
Марие Богородице!
Поем Тя, хвалим Тя велегласно,
В песнех красно,
Чудес море пресвятое,
В Гепсиманской веси сокрытое!»

Затем, после приведенной вступительной запевки, безвестный стихослагатель переходит к повествовательной стороне стиха. «Ты, Гепсимани, столица», - с простодушным умилением поет он, - «в тебе устнула Царица. Была весь малая зело красна, а днесь благодарно: се Девица, голубица, се Мата, всех царей Царица. Когда Ти, Дево, устнула, лик апостольский вжаснула, ангелов множество песнь спевали, где взимали душу чисту Иисус Христу, от земли к небеси провождали. Тогда апостоли не были, облаком с конец слетили, спешились на погреб, не медлячи, голосячи, на погрёб той Девы Святой, Марии устнувшой, Девы Пречистой. Фома в Индии провождал время, на погреб Девы спознился, а потом, приспевши, зело рыдал и припадал к гробу лицем, жалил сердцем, что Девы устнувшой не оглядал. Афоний (языческий жрец-волхвователь) одр хотел струтити, волшебством умел ходити, никтоже бо не виде от земна рода. Но воевода с мечом (архангел) власно предста вжасно, - Афоний без рук является; народ мног тогда здвигнуся, лик апостольский вжаснуся,
Афоний Царицу всех прославлял и поведал, что Девица голубица, се Махи всех царей и Царица»... Повествование обрывается, и стихопевец снова преображается во вдохновенного молитвенника, взывая:

«Я мы Тя, Дево, взираем,
Лица зрения желаем,
Даждь и нам Тя, Панно, оглядати,
Божия Мати,
Непременно, благоговейно,
Сподоби в небеси царствовати!»

Стих заканчивается, как и начался, благоговейным прославлением Богоматери: «Ты есть царская одежда, во скорбех наших надежда, Ты - скиптро царская, Ты - корона, оборона, сохранят, свобо-ждати, от врагов покрый нас, О, Божия Мати!...» Наименование Пресвятой Девы «Панною» (в предзаключительной молитвенной части) явно свидетельствует о западнорусском происхождении приведенного народного стиха духовного.
Другой стиховный сказ начинается такой запевкою:

«Апостоли с конца света
Собравшася вcu для совета.
О, Девице, Твое Успение,
Пришли наше хваление
И подаждь нам радование!
Отец свыше призирает,
Сын Матери руце давает...»

Этот довольно неуклюжий «стих» можно и теперь еще слышать в сельской глуши у церковных папертей в день Успения Пресвятой Богородицы. После обедни калики перехожие идут своим путем-дорогою, останавливаясь под окнами справляющих «спожинки» семьян. Умилительно звучит в их устах полународная, полукнижная, своеобразно размеренная, стихотворная речь:

«Раю небесный, отворися,
Марию прияти потщися,
В красно-светлыя своя вселяя дворе,
Юже радостно сретают Сил соборы,
Яко невесту
Божию чисту...
О, Марие, красота девства!»
Этот торжественный напев странников так породит к праздничному настроению пахарей, справляющих благополучное окончание одного из главнейших своих земледельческих трудов.
(А.Коринфский."Народная Русь" http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/37.htm)
Чин Погребения Пресвятой Богородицы:
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери.
В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы.
В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически - как третий день после Успения, и исторически - такова была практика в Гефсиманском скиту).

Наш фотоальбом ПРЕЧИСТАЯ ВОСКРЕСЛА! - ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЛА! https://www.facebook.com/media/set/?set=a.899065773570101.1073742563.100004000613160&type=1&l=c3cee746f4

Пресвятая Богородица, Плащаница, Православные иконы, Успение Пресвятыя Богородицы, Православные праздники

Previous post Next post
Up