«На Иордань всех Спаситель
Днесь прииде Искупитель.
Плещет пророк руками:
Веселитесь, Господь с вами!
Отец свыше возглашает,
Рожденного возвещает: -
Сей есть сын мой возлюбленный,
Во человека облеченный!»
Водокрещи пришли!
Аполлон Коринфский живописует:
В старину день Богоявления назывался у нас Водокрещи, от совершения в этот день водосвятия на реках. Это же название известно и ныне в Великороссии. Белорусы и малороссы только сокращают его по-своему, называя день Богоявления прямо Водощи. Во многих еще местах в русском народе этот праздник слывет под именем Иордани, так как церковные процессии для водосвятия на реки принимаются за выходы на Иордань. По верованию древнерусскому на день Богоявления, как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество Христово, играет солнце.
Многие еще верят, что в Богоявленскую ночь открывается небо, и потому она считается самым благоприличным и удобным временем молитвы к Богу обо всем. Сербы также верят, что на Богоявление открывается небо, и потому часто целую ночь ожидают увидеть какой-то чудный горний Божий мир, чтобы пред ним просить у Бога здоровья. Основанием этого поверья послужило, очевидно, сказание Евангелия об отверстии небес при крещении Спасителя и гласе Бога Отца из отверстых небес. В былое время на праздник Богоявления многие из наших предков, и преимущественно те, которые слишком усердно забавлялись переживанием на святочных играх, несмотря на суровость и жестокость зимнего времени, часто даже с опасностью для своего здоровья, кидались в проруби в реках после водоосвящения для очищения себя от прежних грехов. Об этом обыкновении свидетельствуют некоторые из иностранных писателей и путешественников, посещавших наше отечество, особенно в XVI, XVII и XVIII вв. Барон Герберштейн, бывший в Москве в XVI в., говорит, что в его время многие из русских купались в иорданской проруби; тут можно было видеть даже отчаянно больных, которые не имели никакой надежды на выздоровление. Если верить Маржерету (в начале XVII в.), то на Богоявление погружались в воду наши цари и вельможи. То же самое замечают и другие иностранцы, описывавшие нравы России до конца XVIII в. Правда, что основанием этого обыкновения послужило верование в очистительную и целебную силу освященной воды, особенно воды, освященной церковью в день крещения самого Спасителя; но трудно предположить, чтобы этот обычай мог выйти из начал чисто христианских.
Христианство для своих нравственных целей совершенно не требует такого странного самопожертвования, пренебрежения жизнью и здоровьем. Упомянутое обыкновение едва ли не сродно с древним языческим очищением. Известно, например, что в одно время с нашими святочными играми в древности у египтян были празднества, которые сопровождались переряживаниями и другими подобными забавами и после которых с очистительною целью приносились жертвы и предпринимались купания теми, кто особенно усердствовал во время этих игрищ надевать на себя хари и маски.
Весьма вероятно, что подобное же обыкновение было у наших предков в язычестве, а с принятием христианства обратилось в обычай купанья в Иордани. Это заключение подтверждается тем, что в Древней Руси купания эти совершались преимущественно теми, которые больше других развлекались во время святок играми, масками и другими удовольствиями.
Обычай наших предков окунаться в речную воду на праздник Богоявления не может быть оправдан желанием подражать примеру погружения в воде Иорданской Спасителя и также примеру палестинских богомольцев, имеющих доселе обычай во всякое время года погружаться в водах Иордана. В Палестине это безопасно, потому что Палестина не знает наших крещенских морозов.» (А.Коринфский)
ХОЖДЕНИЕ НА ИОРДАНЬ
«И мы, ещё детьми, бывало, бежим домой, закрывая руками в перчатках лица от крещенских морозов.... Тепло... Радостно на душе... Боже! Сколько у нас, верующих, красоты и смысла!» Митр. Вениамин (Федченков)
«Вода - это прекраснейшая стихия и очень полезная, очищающая от нечистоты не только телесной, но и душевной, если кто-либо сверх того получит благодать Духа». Прп.Иоанн Дамаскин
Уже несколько лет в преддверии праздника Крещения Господня начинаются споры: нужно ли освящать источники и реки, а также хорошо или плохо окунаться в крещенские воды.
Есть два полярных мнения. Те, кто «за», поднимают на знамя слова святителя Афанасия Великого: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
В свою очередь те, кто против «хождения на Иордан» - освящения рек, озер и погружений в крещенские воды - утверждают, что традиция эта новая, ничего такого делать не только нельзя, но и греховно, и бьют противника цитатой из протоиерея Сергия Булгакова, считавшего крещенские купания следствием славянских языческих пережитков: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».
И обе эти точки зрения являются теми крайностями, которых Церковь и святые отцы научают нас избегать, следуя средним, царским путем.
Конечно, нет ничего хорошо в том, что нетрезвые раздетые люди прыгают в воду, не вполне понимая, что они делают и зачем.
Но ведь есть и другие - те, кто с благоговением и трепетом, во имя Отца и Сына и Святого Духа, троекратно погружаются в наши ледяные воды, совершая этот маленький подвиг в воспоминание того, как Спаситель принял Крещение на Иордане. Так много веков поступали и их благочестивые предки.
«Водоосвящение в праздник Богоявления получило начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалось только в этой Церкви: выходили на реку Иордан для водоосвящения, которое являлось воспоминанием Крещения Спасителя. Поэтому в праздник Богоявления водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма. В навечерие же водоосвящение совершается в храмах (см. об этом определение Московского Собора 1667 г.)». «Литургика. Учебное пособие для духовных семинарий». Гермоген Шиманский.
За минувшие века традиция погружения в освященные воды получила в каждой Поместной Церкви свое развитие и особенности.
«Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение», - говорится в молитве на Великое освящение воды, и чтобы прикасание к Великой агиасме было полезным не только для тела, но и души, приложим усилия. Будем молиться, бывать за богослужениями в храме, постоянно исповедоваться и по мере сил достойно причащаться Святых Христовых Тайн, освящая и душу, и тело.
«Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым, - говорил священномученик Фаддей Тверской. - Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца»
(
http://www.pravoslavie.ru/foto/set1471.htm)
В больших городах строят при реках крещальню, называемую Иорданом, в воспоминание Крещения Спасителя в реке Иордан. В столице тот же обряд и, сверх того, воздвигают богатый балдахин над прорубью в реке Неве, против Зимнего Дворца. По окончании обедни во дворце духовенство выходит на реку для освящения воды. Митрополит обыкновенно священнодействует; очередные митрополиты, архиепископы и епископы окружают его.
Драгоценные их одежды, пышность и торжественное совершение поражают каждого. Императорский Дом, окруженный первейшими государственными сановниками, гражданскими и военными, многочисленная посольская свита, придворные, гражданские чины, генерал штаб и обер-офицеры - все в блестящих золотых мундирах - представляют глазам ослепительную картину величия. Тысячи людей стоят по обеим сторонам реки; даже улицы набиты ими.
Глубочайшая тишина господствует повсюду: одно духовное пение только нарушает благоговейное молчание. Но коль скоро погрузится крест в воду, мгновенно раздаются громовые перекаты пушек Петропавловской крепости. С шумом и радостным волнением бросается народ черпать Иорданскую воду, и все возвращаются домой с восторженным чувством небесной радости. Древнее обыкновение бросаться в прорубь давно здесь неизвестно и тут живет оно в одном воспоминании. Если верить сказанию иностранца Маржерета (нач. XVII в.), то Царь и вельможи погружались в нее. «Я сам видел, - говорит он, - как Царь окунался в воду».
До него еще императорский посол барон Герберштейн, бывший в Москве в нач. XVI в., говорит, что в Иорданской проруби купались не одни здоровые, но отчаянно больные, не имевшие никакой надежды на выздоровление. Это самое повторяли все иностранцы, описывавшие нравы России, до конца XVIII века: Еще поныне во многих местах России существует это обыкновение. Я был однажды сам свидетелем в Малороссии, что по освящении воды казак, сбросив с себя верхнее платье, погрузился спокойно в воду. Но больных уже не купают; дают им только пить Богоявленскую воду, которая излечивает от многих недугов. Домашний скот во время его падежа или других болезней, окропляют этой водою или дают пить понемногу. Иные хранят воду дотоле, пока она не испортится. Погружение больных в воду произошло от верования, что дух свыше исцелит их.
Наш фотоальбом ВОДОКРЕЩИ ПРИШЛИ!
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.600460496763965.1073742375.100004000613160&type=1&l=296f27cb53