О роли "ачивок" в мотивации.

Jan 09, 2015 13:51

Люди тщеславны. Люди любят получать награды. Люди хотят иметь что-то , чем можно хвастаться. Да-да, все люди. И вы и я не исключение.
Это не хорошо и не плохо. Это часть природы. И это можно и нужно использовать. В том числе и в вопросах продуктивности и мотивации.


Есть хороший англоязычный форум stackexchange - тематический форум, где люди обмениваются преимущественно технической информацией. Программисты-разработчики, суперюзеры, дизайнеры и прочие разнообразные профессионалы. Про тайм-менеджмент и продуктивность тоже есть раздел.

Так вот, одна из особенностей форума - продуманная система ачивок. Рядом с каждым ответом есть стрелки вверх-вниз, которыми можно голосовать - был ли ответ полезным. Ответ с наилучшими оценками - всегда наверху. За каждую оценку начисляются очки репутации в карму.

Чем больше репутации - тем больше прав. По мере её набора можно все активнее влиять на жизнь форума - сначала голосовать за посты(а чуть позже - и против), участвовать во внутрифорумных обсуждениях, постить ссылки, исправлять форматирование и мета-информацию чужих постов, а затем и содержание, постепенно появляются и модераторские полномочия.

Так вот, на этих форумах вы практически не встретите ответов типа «иди, почитай учебник». Практически каждый ответ - это полноценная статья. И эти статьи закономерно оказываются на первых строчках поисковиков, привлекая все больше участников на форум.

В личной продуктивности тоже есть несколько способов использовать ачивки. Вот статья на хабре о том, как один из участников применяет метод кнута, пряника и покера.

Для этого эксперимента я взял чемоданчик с покерными фишками и осуществил «эмиссию» своей личной валюты прямо на рабочий стол. По левую руку - свободная денежная масса, назовем её «банк», по аналогии с настольными играми. Справа - собственные средства, пусть они носят название «баланс». Всякие наши действия условно разделим на важные и все остальные. Первые будут увеличивать ваш баланс, вторые - уменьшать. Почистили зубы - кинули фишку на 5 единиц, сделали зарядку - добавили туда на 10, провели 15 минут на бесполезном новостном сайте - расплатились, вложили час в проект своей мечты, который откладывали несколько лет - получили 60, а то и 240.

А вот и еще пример - игра habitRPG.

Когда вы закрепляете полезную привычку, выполняете ежедневное задание или завершаете старую задачу, HabitRPG немедленно награждает вас очками опыта и золотом. Набирая опыт, вы получаете новые уровни, увеличивая свои характеристики и открывая новые возможности - например, классы и питомцев. За золото можно купить игровые предметы, изменяющие условия игры, или ваши собственные награды, которые вы создали для мотивации. Немедленное получение награды даже за самые малые успехи уменьшает склонность к прокрастинации.

Еще хороший пример - приложение для отслеживания результатов бега и другого спорта runtastic. Установил личный рекорд - придет письмо с поздравлением. Каждую неделю - отчет с табличкой, сколько раз и километров пробежал на этой неделе, по сравнению с предыдущей. Тоже весьма мотивирует.

Все это отражение универсальных принципов - люди любят вознаграждение. Хотите развить в себе полезную привычку - вознаграждайте себя за действия, ведущие к этой привычки. Если вы не дрессируете себя сами - вероятно, это делает кто-то другой.

игры, управление временем, привычки., lifestyle design, мотивация, продуктивность

Previous post Next post
Up