В начале 20-х годов прошлого века врач, проживавший в г. Киркурк на севере Ирака, нашел на недалеко расположенном холме несколько клинописных табличек.
Не зная, что с ними делать, но подозревая их историческую ценность, он передал их в Отдел древностей королевства Ирак, откуда они отправились на расшифровку в Багдад. В 1925 г. на месте находок были начаты раскопки, а когда два года спустя в регионе были обнаружены нефтяные месторождения, добыча нефти и сопровождавшие ее земляные работы существенно ускорили процесс. Сравнительно небольшой курган Иорган-тепе возле деревни Тарклан оказался скрывающим в себе остатки древнего города Гасур (Нузи), которым в разные периоды бронзового века владели Шумер, Аккад и хурриты. Позднее город был разрушен в процессе борьбы Ассирии и Вавилонии.
При раскопках были найдены тысячи клинописных табличек, в т.ч. юридического характера, отражающие повседневную жизнь жителей древнего Ближнего востока и содержащие множество параллелей библейским описаниям эпохи патриархов.
Таблички Нузи дают представление о правовом ландшафте Ближнего Востока бронзового века, проливая свет на переговоры по ценам на сельскохозяйственную продукцию, брачные контракты, права наследования и завещания. Их сведения могут быть весьма интересны и нам.
В Бытии мы неоднократно встречаем упоминания о том, что долгое время Авраам и Сарра были бездетны. Известные усилия не приводили к решению проблемы. Культура того времени предоставляла несколько путей к ее решению, что отражено в найденных записях. Когда мы читаем, как Авраам жалуется Богу:
'Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой' (Быт, 15: 2-3),
то он имеет в виду существовавшую в регионе практику усыновления бездетными парами доверенного раба (самому Аврааму эта мысль, очевидно, не слишком по душе). Получив от Бога уверение, что 'тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником' (ст.4), Авраам с Саррой продолжают упражняться в том же благочестивом деле, но... 'но Сара, жена Аврамова, не рождала ему' (16:1). Тексты Нузи свидетельствуют о том, что дальнейшее - обычная практика ближневосточных культур того времени в подобных случаях:
'И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары' (16:2).
То, что эта практика не была чем-то сиюминутным, а, напротив, частью культурноно кода эпохи, мы видим и через поколение в роду Авраама - поступки сестер-соперниц, жен Иакова, по сути, аналогичны.
Через 50 лет после событий с Агарью Сарра умирает. В Быт, 23 описаны переговоры патриарха по поводу покупки им для погребения пещеры и прилежащего к ней поля.
Причем переговоры эти происходят не келейно и не в каком-нибудь конторском помещении (нотариусов еще не придумали). Те., возможно, какую-то предварительная договоренность можем предположить (почему нет?), однако чтобы сделка состоялась и не могла быть оспорена впоследствии, она должна быть одобрена обществом живущих здесь людей. Одним из условий отчуждения недвижимости в пользу нового владельца (тем паче, иноплеменника) - ее публичность. Тексты Нузи подтверждают обычай заключения юридических сделок не где бы то ни было, а а именно у ворот города, 'пред очами... всех входящих во врата' (23:19). Эта традиция прослеживается в библейских текстах и в последующее время на много веков вперед (напр., Руф, 4:1-2):
Найденные в Нузи таблички также проливают свет на древний обычай, описанный в Быт, 12:10-20, 20:2-6 и 26:1-11. В этих отрывках и Авраам, и Исаак представили своих жен иностранным правителям в качестве своих сестер, тем самым фактически предоставляя царям право забрать их в свой гарем (что и происходит).
Тексты Нузи показывают, что у хурритов брачные узы были очень торжественными, и новая невеста принимала двойной статус: «сестры» и «жены» - термины, которые могли использоваться как взаимозаменяемые в юридических документах. Прямой отсылки здесь, конечно, нет, однако параллель интересная. Также по-новому выглядит в этом свете высказывание Павла в 1Кор, 9:5.
Наконец, таблички Нузи подробно описывают продажу права на первенство среди братьев, перекликаясь с историей Иакова и Исава (Быт, 25:29-34).
Еще один важный для нас момент, отраженный в клинописи Нузи, касается домашних идолов - небольших изображений богов, как правило, керамических. Мы помним, как Иаков разговаривает со своими женами, обвиняя их отца в бесчестности, чтобы подготовить их к бегству обратно в землю ханаанскую. Те отвечают ему полным согласием (на время забыто давнее соперничество между ними):
.'Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все [имение и] богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе' (Быт, 31:14-16).
Таблички Нузи являются дополнением к библейскому тексту, раскрывая смысл поступка Рахили, которая 'похитила идолов, которые были у отца ее' (ст.19).
Обладание домашними богами в той культуре давало право на наследство, сравнимое с правом письменного завещания в европейской культуре. Похоже, что уходя за мужем в неизвестность, Рахиль хотела подстраховаться на случай, если это предприятие окажется неудачным (ну, и заодно, опередить сестру хоть в этом вопросе - отложение старого конфликта только кажущееся).
Что ж, мы видим, что современная археология подтверждает общую историчность самых древних библейских историй. Мелочь, а приятно.