В описании создания главной святыни ВЗ-го Израиля в двух местах Писания наблюдается разительное отличие. В Исх, 25 ковчег описывается так:
'Сделайте ковчег из дерева ситтим... и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его... Сделай также крышку из чистого золота... и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки' (10-25).
Изготавливается он при участии всего народа - тут и разные приношения, и, очевидно, работа разных мастеров - по дереву и металлу - которыми руководит Бенцалель (син. - Веселеил, Исх, 37:1-9). Назначение его - пребывать в скинии, покидая ее лишь тогда, когда Израиль меняет место стоянки. Его золотая крышка - место откровения, где происходит богообщение через рот посредством слова (Исх, 25:22).
Во Второзаконии же ковчег описан, как простой деревянный ящик безо всяких украшений:
'И сделал я ковчег из дерева ситтим' (ст. 3).
Изготавливает его сам Моисей (стт. 3,5).
Идет ли речь об одном и том же предмете? Было ли ковчегов больше одного? Ответ неочевиден. Если следовать указаниям Лев, 17:1-9 о централизации культа, то ковчег должен быть уникален. Однако Писание свидетельствует, что это предписание не соблюдалось. Мы встречаем упоминание целого ряда мест, где совершалось богослужение - Мицпа, Вефиль, Галгал, Офра, Силом, гора Гевал, Рама и пр., а археологические раскопки показывают еще большее количество мест поклонения в эпоху раннего Железного века. Пресловутые 'высоты', многократно упоминаемые в ВЗ, тоже относятся сюда. Можно ли предположить, что в них также имелись какие-то аналоги ковчега с херувимами на крышке? К сожалению, прямого подтверждения (равно, и отрицания) у нас нет. Есть только косвенные соображения.
Например, мы видим нецелевое использование ковчега, которое сильно отличается от предписанного при его создании - он участвует в военных действиях. Впервые о такой возможности (не осуществившейся) мы слышим при описании неудачного сражения с амаликитянами и хананеями в Чис, 14:44:
'Ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана'.
Т.е. такая возможность подразумевается. При завоевании земель Арада, Сигона и Ога (Чис, 21) ковчег не упоминается. Следующее военное употребление ковчега мы встречаем при осаде Иерихона (Нав, 6).
У нас есть и еще свидетельство о том, что какой-то ковчег участвовал в боевых действиях (вероятно, это к тому времени стало обычной практикой) - слова Урии, обращенные к Давиду:
'ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле...' (2Цар,11:11).
При этом в предписаниях относительно ведения войны (Чис, 10:9) говорится лишь о том, что войско должны сопровождать священники, трубящие в священные трубы (ср. Чис, 31:6). Участие ковчега-с-херувимами не подразумевается.
Есть и еще интересный момент. Дарование манны случилось через несколько дней после событий у моря, задолго до Синайского откровения, и вдруг - тыдынц! - мы читаем в рамках этой истории:
'И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Господь Моисею' (Исх, 16:33-34).
Т.е. какой-то ковчег у Израиля уже имелся за несколько месяцев до того, как был создан ковчег-с-херувимами для скинии.
В том-самом-ковчеге-с-херувимами хранилось 'откровение' (под этим обычно понимают скрижали Закона). С ковчегом также связано еще несколько священных предметов - урим-и-туммим и ефод. В Исх, Лев и Числ эти предметы описаны как часть облачения первосвященника, однако в других местах они упомянуты вне связи с ним. Например, ефод носит Самуил еще в юности своей в Силоме (1Цар,2:18).
Вероятно, что и урим-и-туммим, чем бы они не являлись, там также имелись. Силом был более или менее крупным поселением и культовым центром, но помимо него существовали и совсем небольшие. В Суд, 17 описано, как некий Миха, очевидно, старший мужчина в семействе, устраивает у себя 'дом Божий', первоначально служение в нем осуществляет его сын (при этом семья эта из колена Ефремова), и лишь потом его сменяет некий приблудившийся левит. Ефод в этом святилище тоже наличествует. Было ли там (и в иных аналогичных местах) какое-то подобие ковчега? Прямого указания нет, но одна история может указывать на это.
В начале книги Царств ковчег находится в Силоме (3:3). В очередном столкновении с филистимлянами иудеи не только терпят поражение, но и теряют ковчег, который достается победителям. Здесь мы видим пример практики древнего Ближнего востока - при победе в битве забрать из культового места потерпевшего поражение (или прямо с боя) изваяние божества и поместить его свое святилище в знак превосходящей силы своих богов. Изваяний тут нет, но ковчег является вполне очевидным символом богоприсутствия. Ковчег последовательно посещает все пять филимстимских города, принося в каждый из них бедствия. Филистимляне отправляют ковчег обратно в землю Израилеву - некоторое время он находится в Вефсамисе (очевидно, в местном святилище), затем переезжает в Кириаф-Иарим, где и остается до момента перенесения его Давидом в Иерусалим (2Цар,6:2).
Это все присказка, сказка впереди. Состоит она в том, что по прошествии долгого времени (до самой самуиловой старости и появления первого царя) ковчег вдруг объявляется в битве при Михмасе. Конфликт начинается с того, что принц Ионафан 'разбил охранный отряд филистимский, который был в Гиве' (1Цар,13:3). В ответ филистимляне приходят в землю Израилеву с войском, многократно превосходящим то, что было в распоряжении Саула. Видя, что соотношение сил не обещает победы, израильтяне прячутся в горах, а некоторые бегут аж за Иордан (13:7). Из саулова войска народ тоже начинает разбегаться - у них нет даже нормального оружия. Основные силы филистимляне направляют через перевал в Михмасе (13:23). Саул со своим отрядом останавливается напротив них, на другой стороне ущелья. Ионафан с оруженосцем без ведома царя подбирается к филистимскому войску и, напав, убивает около 20 человек, в результате чего в их стане поднимается паника. Саул узнает, что его сын, предположительно, является ее причиной. И вот тут...
'сказал Саул Ахии: "принеси ковчег Божий", ибо ковчег Божий в то время был с сынами Израильскими' (1Цар,14:18).
Прежде, чем присоединиться к нападению, Саул хочет узнать мнение ЯХВЕ - для этого ему понадобится урим-и-туммим, вероятно, хранящийся вместе (внутри?) с ковчегом. Однако события разворачиваются слишком быстро, и прежде, чем Ахия успевает что-либо сделать, Саул меняет решение и говорит:
'Сложи руки твои' (14:19).
Возможно ли, что здесь имеется в виду тот ковчег, что описан в Исх, 25? Теоретически, это не исключено. Однако Писание не предоставляет никаких свидетельств, что ковчег-с-херувимами покидал Кириаф-Иарим до перенесения его Давидом. Может быть, Саул посылал из Михмаса за ковчегом в Кириаф-Иарим, когда обращался к священнику Ахию в 1Цар,14:18? Судя по описанию событий, у того не хватило бы времени для такого путешествия:
Кроме того, о ковчеге-с-херувимами сказано, что он должен переноситься левитами, как минимум, четверыми, для чего у него устроены специальные шесты - вряд ли Ахия смог бы выполнить задание царя самостоятельно.
Проблема понимания осложняется еще и тем, что Септуагинта при описании битвы при Михмасе дает иное прочтение - не 'ковчег', а 'ефод'. А синодальный использует (единственный раз во всей Библии) слово 'кивот'.
Еще один момент. В тех случаях, когда говорится о ковчеге (или о ковчегах), используются разные названия: просто ковчег, ковчег откровения (Исх, 25:22), ковчег завета (Чис, 10:33), ковчег Господень (Нав, 4:5), ковчег Божий (Нав, 24:34), ковчег могущества (2Пар, 6:41), святой ковчег (2Пар, 35:3) и пр. Анализ словоупотребления не дает четких аргументов в пользу единственности или множественности ковчегов.
Дерево и золото... Довольно понятно, почему, если иные ковчеги и существовали, и при этом были созданы по образцу, указанному в Исх, 25, ничего похожего не было найдено - дерево бы истлело, золото было бы разграблено. Однако, есть несколько очень интересных однотипных находок из других материалов - керамики и камня. Первые два были найдены при раскопках в Хирбет-Кейафе - небольшом пограничном городе на границе земель Израиля и филистимлян, существовавшем довольно короткое время с конца периода Судей до времен Давида.
Объекты эти найдены в явно культовом месте рядом с небольшим каменным жертвенником, стоячими камнями и иными ритуальными предметами. Позднее было обнаружено еще несколько аналогичных предметов в Тель-Рекеше в Нижней Галилее, в Тель-Рехове в долине Бет-Шейн и в Телль-эль-Фаре, к северо-востоку от Сихема, обычно отождествляемом с библейской Фирцей.
Эти предметы первоначально были прямо идентифицированы как ковчеги, упоминаемые в разных библейских текстах. Они имеют небольшие размеры и могут быть легко переносимы, в них есть емкость, способная вмещать сложенную ткань (ефод) и небольшие предметы (урим-и-туммим), возможно, также свиток с текстом (например, Декалога). Т.е. подразумевалось, что был 'главный' массивный ковчег с золотой крышкой и херувимами на ней, созданный для богообщения и находившийся в скинии (позднее - в Храме) и небольшие ковчеги в различных местах поклонения, изготовленные более просто и служившие вместилищем некоторых предметов культового назначения. Эти ковчеги были мобильны и принимали участие в военных действиях в качестве символа присутствия ЯХВЕ. Позднее, ученые стали говорить об этих предметах более осторожно, называя их 'моделями храмов' (model shrines), что, впрочем, не исключает первого понимания. В своих местах поклонения эти, хм, малые ковчеги, вероятно, исполняли ту же роль, что и 'главный' ковчег в скинии Моисея.
Такая вот интересная штука. Впрочем, это все же не точное знание, а, скорее, наши попытки его достичь.