'К кому обращена Нагорная проповедь?
И Матфей, и Лука (у него это проповедь «на равнине») пишут, что Иисуса слушали «толпы» (ὄχλοι). При этом оба евангелиста подчеркивают, что обращался Он к ученикам.
Весьма необычный миссионерский прием: публичное наставление учеников. Очень странные способы достичь блаженства и предельные требования к личной нравственности - Иисус не обрушивает все это на головы интересующихся зевак. Он просто дает им «подслушать», чему учит своих учеников. А их Он учит быть «светом миру» и «солью земли», то есть достигнуть совершенства.
«Толпы дивились учению Его». Каково после такого публичного научения идти с проповедью к этим самым толпам? Ваше совершенство обязательно захотят проверить на прочность: как вы отдаете все свое, идете второе поприще, подставляете вторую щеку… Если что-то из этого не получится, хула падет на само учение, которому все так дивились'.
Никогда не обращал на это внимания. Точнее, пару лет назад увидел это различение (народ/ученики), но и все.