почитывать умных людей. Всегда чего-то нового можно найти для себя.
Вот о.МЖ пишет по поводу Недели праотец:
'Неделя святых праотец: факты
1. Воскресенье, находящееся перед воскресеньем перед Рождеством Христовым, называется Неделей святых праотцев
2. Празднование не этого воскресенья, а следующего за ним, находящегося непосредственно перед Рождеством, установлено раньше, чем Неделя праотцев
3. Вообще, многие важнейшие праздники имеют сопровождающее их воскресенье до или после самого праздника. Это и понятно: воскресенье - обычный день собрания христиан на богослужение, и в такой день можно дочитать те библейские тексты, которые относятся к празднику, но не вошли в его службу; почтить связанных с праздником лиц и так далее
4. Причина установления перед Рождеством Христовым не одной, а сразу двух предварительных воскресных памятей (при том, что есть и воскресная память после Рождества) - то есть не только Недели отцев, но и Недели праотцев перед нею, - не только в величии праздника Рождества. Причина еще и в том, что в более древней службе Недели отцев основной акцент стоит на прославлении избранных святых Ветхого Завета: во-первых, Авраама, Исаака и Иакова; во-вторых, пророка Даниила и Вавилонских трех отроков
5. Акцент на избранных святых в Неделю отцев заставляет восполнить ее дополнительным воспоминанием всех вообще ветхозаветных святых. Этому и посвящена Неделя праотцев
6. Существует еще одна Неделя, посвященная ветхозаветным святым: это первое воскресенье Великого поста. В то воскресенье Церковь вспоминает событие Торжества Православия, но не только: половина службы там посвящена более древнему, чем это событие, празднованию - памяти всех святых пророков
7. Название недели праотцев не связано с большей древностью "праотцев" по сравнению с "отцами" или вообще с каким-то существенным различием между теми и другими. Название имеет чисто техническое происхождение: в древних богослужебных книгах Неделя отцев называлась Κυριακὴ πρὸ τῆς Χριστοῦ Γεννήσεως, τῶν ἁγίων πατέρων, "Воскресенье перед Рождеством Христовым, святых отцев", а Неделя праотцев - Κυριακὴ πρὸ τῶν ἁγίων πατέρων, "Воскресенье перед [воскресеньем] святых отцев". Со временем название "Неделя перед (πρὸ) [неделей] отцев" просто механически превратилось в "Неделю пра-отцев" (προ-πατέρων)"'.
По поводу п.5 немного возражу. Возможно, так оно было в древности, как пишет автор. Однако сравнение нынешних текстов службы показало, что списки упоминаемых святых ВЗ в Недели отцов и праотцов (использую устоявшееся наименование) практически идентичны, разница очень невелика.
Что же до п.3, то в известном мне приходском варианте служения указанная цель (почитать текстов из ВЗ) фактически даже в сознании клира не присутствует. Совсем другая у нас культура мысли, чтения и пр.
И еще - кажется, это единственный у нас праздник с двумя подготовительными неделями, выделенными литургически (Великий пост, это все-таки другое, имхо). Во всяком случае, я сейчас не могу сходу вспомнить еще примеров.