Почти вовремя))

Apr 29, 2022 23:42


Концепция воскресения из мертвых практически полностью отсутствует в Ветхом Завете. Однако ко времени Евангельских событий она является весьма распространенной в иудейской среде. Период Второго храма - время ее формирования, и это время характеризуется двумя чертами: в этот период народу Божию перестают посылаться пророки, а кроме того, от него до нас дошло очень мало текстов. Что можно сказать о самой этой идее на основе имеющегося материала?

Сама мысль о воскресении начинает появляться в текстах далеко не сразу. Например, искать ее в Пятикнижии - дело, очевидно, безнадежное. Вероятно, самым ранним примером следует считать пророческую песнь в Ис, 26.



Сама песнь носит довольно четко выраженный эсхатологический характер (характерное начало: 'В тот день' -т.е., в день посещения Господня). В самой песне мы встречаем два противоположных утверждения по нашей теме. Сначала - отрицание:

'Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них' (ст. 14).

Затем - утверждение:

'Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов' (19).

Мы не знаем, как воспринимались эти слова современниками. В наше время существует разногласие среди толкователей относительно того, стоит ли понимать эти утверждения в отношении личного воскресения или же они касаются восстановления в силе народа как целого. Положение осложняется тем, что представление народа в качестве одной 'личности' свойственно Писанию еще со времен Моисея (напр., Исх, 4:22). Единственное, что можно сказать определенно, это то, что здесь проводится различение судьбы Израиля и его реальных или мифологических противников.

Немного ранее, согласно внутрибиблейской хронологии, мы находим два примера вполне индивидуального воскресения - в историях пророков Илии (3Цар,17:17-24) и Елисея (4Цар, 4:18-36).



Кроме того, в 4Цар, 13:21 упомянут случай воскресения умершего от прикосновения к останкам Елисея. Однако эти экстраординарные случаи, во-1-х, касаются только что умерших (тело еще не затронуто разложением), а во-2-х, совершенно не содержат даже мысли о том, что эти события могут иметь отношение к кому-то еще, тем паче иметь массовый характер.

Живший близко по времени в Самарии пророк Осия (Исаия действовал в Иудее) также произносит слова, которые впоследствии будут приложены к теме воскресения:

'Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех.
Муки родильницы постигнут его; он - сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей.
От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня' (13:12-14).



Экзегеты впоследствии разошлись во мнениях, что же пророк имел в виду. Прямых слов о воскресении здесь вообще не содержится. В любом случае, здесь, как и у Исаии выше, речь идет о возрождении народа, а не об индивидуальном воскресении (хотя такое, как нынче говорят, натягивание совы на глобус вполне свойственно традиции).

Также, пытаясь вывести заранее обозначенную мысль из древних текстов, сюда порой привлекают яркое место из Иова (19:25-27):

'А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
и я во плоти моей узрю Бога.
Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!'



Помимо того, что нам неизвестно время составления этой книги (хотя есть немало внутренних свидетельств, что, по крайней мере, основа ее вполне древняя), скажем лишь то, что эти стихи более всего похожи на позднейшую (и неудачную) вставку, разрывающую связь речи и мысли оратора и не оказывающую влияния на развитие сюжета книги. Подробнее - см. здесь же по тэгу 'Иов'.

Далее мы имеем некоторую паузу, которая простирается вплоть до вавилонского пленения. Тема воскресения вновь появляется у двух пророков плена, первый из которых Иезекииль.



Сцена долины, полной сухих костей, воскресших перед духовным взором пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), является одним из самых загадочных видений, пережитых этим пророком, который известен и другими своими необычными видениями.



Откровение начинается, когда Бог опускает Иезекииля в долину, полную костей (ст. 1-2), и спрашивает Иезекииля, можно ли вернуть их к жизни, на что Иезекииль отвечает, что это знает только Бог (ст. 3). Затем Бог говорит Иезекиилю произнести это пророчество над костями (ст. 4-6):

'И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!"
Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь'.

Иезекииль поступает, как ему повелено, и кости начинают срастаться и покрываться плотью. Но они все еще мертвы (ст. 7-8). Затем Господь говорит Иезекиилю произнести другое пророчество, на этот раз о 'духе' или 'ветре' (ст. 9):

'от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут'.

Приходит ветер, и трупы начинают дышать и оживают в большом количестве.

Затем Сам Господь объясняет пророку смысл того, что было ему показано:

'кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".
Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву' (11-12).



Прямой смысл этих кратких слов в том, что данное видение представляет собой драматический образ, выражающий, что изгнанные иудеи, чувствующие потерю всякой надежды, возродятся как народ и вернутся в свою землю - это пророчество о национальном восстановлении, а не об индивидуальном воскресении. Весьма вероятно понимание, что народ этот будет состоять из других личностей, нежели ранее - и все они поголовно будут отличаться праведностью:

'И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом' (ст. 23)

Впрочем, как кажется, нюанс различения народа от лиц, его составляющих, совсем не находится в поле зрения пророка, как и его предшественников.

Второй отрывок из интересующих нас находится в 12 главе книги пророка Даниила, и это единственное место во всем ВЗ, недвусмысленно свидетельствующее о воскресении (в масоретском тексте это последняя глава книги).



Глава открывается описанием будущего искупления, которое произойдет в худшее время, из когда-либо переживаемых миром (ст. 1). Текст продолжается описанием других чудес, которые произойдут в это время:

'И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление' (ст. 2).

Как водится в науке, и по поводу этой книги ведутся споры относительно времени ее создания. Наиболее радикальное мнение относит ее окончательное формирование к середине II в. до РХ. Точного ответа мы не знаем, однако, в любом случае, мы можем сказать, что даже если считать эти слова действительно принадлежащими Даниилу, то последующие пророки (Аггей, Захария, Иоиль, Авдий и, если мы принимаем теорию источников, анонимный(-е) пророк(-и), чьи изречения были присоединены к книге Исаии) эту тему никак не затрагивали и не развивали. Также в рассматриваемом стихе мы можем отметить, что будущее воскресение затронет всех членов народа Божия, но им уготована различная судьба.

Следующее свидетельство по нашей теме мы находим среди кумранских рукописей.



Два небиблейских текста на иврите, 'Мессианский Апокалипсис' и 'Псевдо-Иезекииль', обнаруженные среди свитков, прямо говорят о воскресении мертвых. До сих пор нет согласия о том, кто и с какой целью создавал и впоследствии прятал эти тексты - версии охватывают пространство от гипотетической секты иессеев до библиотеки Иерусалимского храма. В любом случае, присутствие упомянутых текстов в кумранской библиотеке вместе с шестью копиями книги Даниила показывает, что их авторы/собиратели были осведомлены о вере в индивидуальное воскресение мертвых и интересовались чтением и изучением работ, в которых это понятие развивалось. Недвусмысленные ссылки на личное воскресение в указанных двух документах свидетельствуют о растущей популярности этого понятия в конце периода Второго Храма.

Мессианский Апокалипсис (4Q521) представляет собой фрагментарный текст, палеографически датируемый началом I в. до РХ, в котором перечислены события и чудеса, которые произойдут в мессианские времена. В этом тексте Бог дважды описывается как Тот, кто воскрешает мертвых:

'...или Он исцеляет убитых, а мертвых воскрешает...'
'...Тот, кто воскрешает мертвых из своего народа...'

В отличие от Даниила, который различал судьбу праведных и нечестивых, воскресение/восстановление здесь, кажется, применяется ко всему народу Израиля, что близко к картине, подразумеваемой в Иез, 37.

Также среди свитков Мертвого моря были обнаружены четыре фрагментарные копии (4Q385, 4Q385b, 4Q386, 4Q388) ранее неизвестной композиции, перекраивающей пророчества библейского Иезекииля. Существование этого документа в четырех экземплярах свидетельствует о его важности в древности.

Композиция, ныне названная псевдо-Иезекиилем и датированная II веком до РХ, содержит переработанное 'Видение сухих костей' из канонического текста Иезекииля, которое является одной из наиболее сохранившихся частей этого текста, засвидетельствованной тремя копиями. В этой переработке видение сухих костей представлено не как божественная инициатива, а как Божий ответ на собственный вопрос Иезекииля:

'[И я сказал: «О ЯХВЕ!] Я видел многих (мужей) из Израиля, которые любили Имя Твое и ходили путями Твоего сердца. И эти вещи, когда они произойдут, и как они будут вознаграждены за свое благочестие?'

На этот вопрос Бог обещает дать ясный ответ:

'И сказал мне ЯХВЕ: Я открою (это) сынам Израилевым, и узнают, что Я - ЯХВЕ'.

Затем Господь представляет Иезекиилю видение сухих костей в качестве ответа на вопрос. В манере, типичной для поздней переработки Библии, кумранский текст пропускает описание долины с костями, содержащееся в каноническом Иезекииле, очевидно предполагая, что читатели знакомы с ним, и вместо этого переходит непосредственно к описанию их возрождения. Текст также усекает и видение, опуская материализацию различных стадий процесса пробуждения и заменяя эту часть формулой исполнения 'и стало так'.

Воскресение происходит в три этапа:

1. Соединение костей:

'[И сказал Он:] Сын человеческий, пророчествуй над костями и говори, и да соединятся они кость с костью ее и сустав [с суставом ее. И стало так' .

2. Покрытие костей плотью:

'И сказал Он вторично: Пророчествуй, и да придут на них артерии, и пусть кожа покроет их [сверху]. И стало так'.

3. Дыхание жизни:

'И сказал Он: Пророчествуй еще раз - о четырех ветрах небесных, и пусть они овеют [убитых]. И стало так, и большое множество народа явилось, чтобы [о]жить и благословить Господа Саваофа, давшего им жизнь'.

Затем описание переходит к вопросу о том, когда же произойдет эта награда:

'[И] я сказал: О ЯХВЕ! Когда это будет?
И сказал мне ЯХВЕ: Доколе пройдут дни, и согнется дерево и станет прямо...

Важной особенностью этого отрывка является то, что Видение сухих костей показано пророку Иезекиилю в качестве ответа на его вопрос о грядущем воздаянии праведникам. Таким образом, метафора национального воскресения трансформируется в видЕние индивидуального воскресения, как воздаяния, предназначенного праведникам за их благочестие в течение земной жизни.

Псевдо-Иезекииль вносит дополнительные существенные изменения в библейскую версию видения. Неопределенное будущее библейской сцены сменяется событием, относящимся к эсхатологической эпохе. Кроме того, вместо того, чтобы описывать судьбу всего народа, здесь откровение применяется только к праведникам Израиля. Важно также, что это вознаграждение является личным, поскольку оно предоставляется отдельным лицам за их благочестие. Эта формулировка идеи воскресения совпадает с представлением Дан, 12:2, где описывается, что только некоторые пробудятся к вечной жизни; возможно, оба текста, были написаны современниками.

То, что пробуждение реальное, а не просто символическое, становится ясно из того факта, что воскресшая толпа произносит благословение после возвращения к жизни:

'И весь народ поднялся и стал на ноги свои, чтобы благодарить и восхвалять ЯХВЕ Саваофа, и я тоже говорил с ними…'

Этот момент согласуется с широко распространенной практикой, возникающей в иудаизме Второго Храма, когда в различных случаях произносятся благословения. Также хорошо он согласуется с последующим раввинистическим обычаем благословлять Бога за воскресение мертвых.

Представляется вполне вероятным, что автор Псевдо-Иезекииля мог быть вдохновлен Исаией 26:19: 'Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе' - строка, которую можно понимать как описание людей, спонтанно восхваляющих Бога после воскресения. Если это предположение верно, то это продемонстрировало бы, что уже во II веке до РХ люди читали этот стих Исаии с акцентом на личное воскресение, даже если это и не было его первоначальным значением.

Псевдо-Иезекииль является, таким образом, свидетельством о том, что приблизительно к середине II в. до РХ в иудейской среде происходит смещение акцентов с, условно, общественного на личностное начало, в т.ч. и в восприятии древних текстов. То, что этот процесс не был простым и всеобщим, мы можем видеть из описания уже в евангельскую эпоху существования в иудаизме двух течений - фарисеев и саддукеев.



Сведения о них весьма кратки, но первое, что мы узнаем о последних, это то, что они 'говорят, что нет воскресения' (Мф, 22:23). Другой евангелист немного расширяет наши сведения: 'саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое' (Деян, 23:8). Мы видим из упоминаний представителей этих групп, что полного антагонизма между ними не существовало, они вполне способны были и объединяться в каких-то случаях (Мф, 3:7; 16:1). Предположительно, в доктринальных вопросах саддукеи придерживались той т.зр., что Закон Моисеев есть 'вещь в себе', абсолютен, неизменяем и самодостаточен (в этом смысле они оказываются близки к самарянам), фарисеи же принимали и то, что накопила традиция в последующие века. Последние, конечно, не могли совершенно игнорировать обнаружившееся расхождение в столь важном вопросе и вынуждены были все тем же натягиванием совы на глобус - искать подтверждения своей позиции в моисеевых текстах. Представители раннего раввината, который, как считается, произошёл как раз из движения фарисеев, писали, например, следующее:

'Рабби сказал: 'Тогда Моисей будет петь' - здесь не сказано 'Тогда Моисей пел'! Из этого мы узнаем, что есть воскресение согласно Торе' (рабби Шимон бар Иохай).

'Рабби Иегошуа бен Леви сказал: 'Откуда мы знаем, что есть воскресение согласно Торе? Ибо сказано (Пс, 83:5): 'Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Селах'. Не сказано 'хвалили тебя', но 'будут хвалить тебя' - отсюда доказательство воскресения по Торе…'

Раввинское движение, по мере набирания силы и влияния, даже установило благословение на воскресение мертвых, которое должно произноситься как часть ежедневной троекратной молитвы:

'Благословен Ты, Господи, воскрешающий мертвых'



Раввинистический иудаизм принял принцип личного и всеобщего воскресения и будущей жизни как ключевой элемент еврейской веры. По иронии судьбы, он даже угрожает людям, которые не верят в воскресение (возможно, имея в виду саддукеев) лишением будущей жизни:

'Весь Израиль имеет долю в мире грядущем… А это те, кто не имеет доли в мире грядущем: те, кто говорит: 'Нет воскресения, согласно Торе'.

Для нас же важнейшим является отношение к рассматриваемому вопросу со стороны Самого Господа Иисуса. Он не избегает его, но, будучи Автором Закона и Промыслителем, очевидно занимает сторону фарисеев:

'А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых'.



Воскресение лично и реально. Эту же позицию относительно воскресения мы встречаем, как довлеющую и в первом христианском поколении (перечислять известные места из посланий апостольских не будем, в силу их общеизвестности и многочисленности). И по сей день для нас приведенные здесь и другие отрывки из ВЗ - свидетельство именно о личном воскресении каждого, и прежде всего, Господа Иисуса, Первенца из умерших (1Кор,15:20). Сова на глобусе оказалась к месту.

картинко, библейское, Иезекииль, мыслишки

Previous post Next post
Up