Правитель страны убивает детей, но один из них выживает. Его жизнь оказывается под угрозой, он бежит в чужую страну и остается там, пока не приходит сообщение о том, что те, кто пытался убить его, погибли. Затем он возвращается со спасительной миссией. Это - история Моисея в начале книги Исход.
Моисей - центральная фигура для Израиля, как в религиозной, так и государственной сфере (их разделение, на самом деле - это очень новое явление в истории, совершенно неизвестное Писанию, да и в наши дни, во многом остающееся в области деклараций). В этой истории есть отчетливо выраженная фигуры героя (Моисей) и антигероя (фараон). Однако при всей абсолютной уникальности Моисея и его истории, мы можем обнаружить в Писании и других персонажей, изображенных с очень похожими акцентами.
1. Сначала о Соломоне
Когда в нашей традиции говорят о Соломоне, акцент чаще всего делают на том периоде, когда он только вступает на трон, просит и получает себе в качестве дара премудрости от Бога, а затем вспоминают лишь постройку Храма в Иерусалиме. И совсем уж редко, вскользь упоминают неприятное - идолопоклонство Соломона в последний период его жизни, относительно покаяния в котором нам ничего неизвестно (порой, правда, со ссылкой на неизвестно откуда взявшееся предание, говорят, что, мол, свидетельство этого покаяния - книга Экклезиаст, однако есть немалые сомнения даже и в самом соломоновом авторстве этой книги, не говоря уже о содержании и общем настроении ее). Писание же показывает нам историю царя более подробно и обьемно, в т.ч. показывая нам путь постепенного превращения царственного сына Давида в нового, теперь уже своего, местного фараона. Ну, т.е. мы понимаем, что, конечно, не с него все началось - любой правитель во многом лишь концентрирует в своих действиях то, чем живут его подданные (сложная тема, не будем в нее погружаться). Во всяком случае, именно желание быть 'как прочие народы' (1Цар,8:4-8) лежало в самом основании появления монархии в Израиле. Помимо этого, и сама традиция рода Соломона также, вероятно, имела какое-то влияние на этот процесс - можно вспомнить, что в течении нескольких сравнительно недавних для него поколений его предки брали себе жен из хананеянок (Раав из Иерихона)
Моава (Руфь)
и хеттов (Вирсавия)
вопреки ясно выраженному запрещению на такие браки:
'Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего' (Втор, 7:1-3);
'Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки' (Втор, 23:3).
Множество жен отца Соломонова Давида тоже, глядя, по кр.м., из наших времен, мы не можем назвать тем, что хоть сколько-то соответствует тому, что Господь задумал о браке (впрочем, Соломон в этом отношении отца многократно превзошел). Это, конечно, вещи, т.ск., личные, но в человеке личностное и общественные измерения не только не изолированы, но и тесно переплетены.
Соломон, очевидно, в тех же видах быть, как прочие народы берет себе в жены принцессу Египта (3Цар,3:1). Естественно, он ориентируется на примеры величайших царств своей эпохи (Египет в их числе), и несмотря на то, что о нем чуть дальше сказано, что он 'возлюбил Господа', здесь же отмечено, что он продолжал (лично!) запрещенную практику жертвоприношений вне скинии и не перед Ковчегом завета:
'если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, приносит всесожжение или жертву
и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы совершить ее Господу, то истребится человек тот из народа своего' (Лев, 17:8-9).
Ср.:
'...он приносил жертвы и курения на высотах' (3Цар,3:3).
Задумав, вроде бы, благое дело - построение Храма
Соломон отчетливо вступает на путь, которого не знал ни Израиль, ни Закон Моисеев - ради своего амбициозного проекта он переходит к принудительному труду и повышенному налогообложению подвластного ему народа:
'И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек.
И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними.
Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,
кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу' (3Цар,5:13-16).
Более поздний автор 2-й книги Паралипоменон попытается смягчить этот момент, сказав, что на самом-то деле иго соломоново было возложено только на плечи потомков неистребленных ханаанских народов (2:17-18; 8:7-9). Однако дальнейшая история с делегацией всего Израиля, описанная здесь же (2Пар,10:3), к сыну его Ровоаму показывает неуклюжесть этой попытки. Более того, по окончании строительства возврата к прежнему положению, облегчения бремени не произошло, о чем свидетельствуют слова делегатов народа к Ровоаму, унаследовавшему престол:
'...отец твой наложил на нас тяжкое иго...' (3Цар,12:4)
равно как и его первых советников:
'будут тебе рабами на все дни' (3Цар,12:7).
Царское служение в Израиле, задуманное, как продолжение служения судей ('дай нам царя, чтобы он судил нас' (1Цар,8:6), становится господством над народом и его рабовладением (впрочем, уже Иоав, военачальник Давидов, называет народ Израиля рабами царя (1Пар,21:3) - идея явно была в головах). У Соломона много амбициозных строительных проектов - помимо Храма и собственного дворца, Он строит 'города для запасов' (3Цар,9:19) - термин, встречающийся в Писании помимо этого места лишь раз, в описании рабского труда израильтян в Египте (Исх, 1:11). После построения Храма Соломон все более и более идет по пути нарушения различных предписаний Божиих, и заводит себе множество коней и колесниц (3Цар,10:28) по образцу фараона, с которым он теперь в родстве - опять-таки вопреки прямому запрету Втор, 17:16:
'...только чтобы [царь] не умножал себе коней'.
(Впрочем, он не первый, кто так поступал - его брат Авессалом делал то же (2Цар,15:1), да и у Давида они были (2Цар,8:4). Однако Соломон придает этому начинанию (как, кажется, и всем) настоящий размах).
Следующий за указанным стих также содержит запрет, нарушенный и Давидом, и тем более Соломоном:
'и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно' (Втор, 17:17);
Ср.:
'Соломон превосходил всех царей земли богатством' (3Цар,10:23)
'И сделал царь [золото и] серебро в Иерусалиме равноценным простому камню, а кедры, по их множеству, сделал равноценными сикоморам, которые на низких местах' (1Пар,9:27).
Ну, и заведенный Соломоном гарем - тоже по образцу языческих царей.
И последним, практически закономерным, шагом на этом пути становится построения Соломоном языческих капищ для жен своих и принесения им жертв иным богам:
'И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью... И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
И делал Соломон неугодное пред очами Господа... построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
Так сделал он для всех своих чужестранных жен' (3Цар,11:518).
Как к этому относится Писание? Мы видим в приведенных словах прямое осуждение этих фактов нарушения запретов Закона царем со стороны автора(ов) книги Царств. И это не только мнение пишущего человека - сам Бог вмешался во всю эту историю как бы возвышения Израиля и его царя, показывая, что это возвышение только в глазах человеческих:
'И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему' (3Цар,11:9-11).
У Соломона, в отличие от Давида, нет своего Нафана, да и трудно представить себе наличие такового во второй половине его царствования, после построения Храма. И читая дальше историю еврейских монархов, мы видим, что само имя Соломона более практически не вспоминается ни автором текста, ни Богом в тех откровениях, которые описываются (за исключением случаев, когда говорится о Храме - тут уж они связаны намертво - и его утратах). В отличие от имени Давида, который становится образцом царя - несмотря на все косяки его, мы регулярно встречаем мысль, вроде: бедствия, которые могли бы сейчас обрушиться на страну, отложены ради, например, покаяния текущего правителя и 'ради Давида, раба Моего' (3Цар,15:4, 4Цар,8:19, 19:34, 20:6), не Соломона (так выглядит дело, если мы принимаем мнение традиции об изначальной цельности текста и его древности, во всяком случае, Если же мы стоим на позиции теории источников и считаем, что упомянутые выше запреты дописаны в позднейшее время, то, опять-таки, очевидно, что сделано это по результатам вот таких царствований и они отнюдь не оцениваются положительно).
Итак, при Соломоне, как и при фараоне, израильтяне нуждаются в спасителе, который освободил бы их от рабства.
2. Адер
Первая фигура, претендующая на роль спасителя порабощенного Израиля - иноплеменник.
'И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода' (3Цар,11:14).
Здесь, прежде всего, важна характеристика появления данного персонажа (недаром она и дана в самом начале) - его 'воздвиг Господь'. Далее рассказчик пользуется тем же языком, что и автор истори про Моисея, отмечая те же вехи жизненного пути. Начинается история еще при Давиде, который, как мы говорили выше, закладывает основы перерождения царства в Израиле (Соломон эти основы, как сказали бы сейчас, 'творчески развил'). Как и Моисею, Ададу в детстве угрожает смерть.
'Царь Египетский повелел... когда вы будете повивать у Евреянок, то... если будет сын, то умерщвляйте его' (Исх, 1:15-16).
'Иоав... избил весь мужеский пол в Идумее... Адер был тогда малым ребенком' (3Цар,11:15,17).
Как и Моисей (правда, тот уже в зрелом возрасте), он бежит в другую страну от страха перед местным монархом.
'И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона...' (Исх, 2:15).
'Когда Давид был в Идумее... тогда сей Адер убежал...' (3Цар,11:15,17).
По горькой иронии судьбы Адер бежит в тот самый Египет, из которого некогда вышел Израиль. Оба героя по дороге бегства останавливаются в Мадиаме (Исх, 3:18; 3Цар,11:18). Подобно Моисею, Адад создает семью в близком родстве с местным лидером.
'Моисею понравилось жить у сего человека [священника Мадиамского]; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору' (Исх, 3:21).
'Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы' (3Цар,11:19).
Оба возвращаются, получив известие о смерти тех, кто ему угрожал.
'Спустя долгое время, умер царь Египетский' (Исх, 3:24).
'Адер услышал, что Давид почил с отцами своими и что военачальник Иоав умер...' (3Цар,11:21).
При этом они испрашивает разрешение на возвращение у главы приютившего их дома.
' И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром' (Исх, 5:18).
'...то сказал фараону: отпусти меня, я пойду в свою землю. И сказал ему фараон: разве ты нуждаешься в чем у меня, что хочешь идти в свою землю? Он отвечал: нет, но отпусти меня. [И возвратился Адер в землю свою]' (3Цар,11:21-22).
На этом история Адера, как потенциального спасителя (а ведь он даже не был евреем!), обрывается, и больше о нем нет никаких известий, кроме краткого сообщения о том, что он 'причинил зло Израилю' тремя стихами ниже. Каковы именно были действия Адера по отношению к Израилю, можно только догадываться. Косвенным указанием на это, возможно, является краткая история некоего Разона Елиадовича, рассказанная сразу за историей Адера и в некоторой связи с ней - Разон был 'начальником шайки' (3Цар,11:24). Если это верно, то понятно, почему Адер не выступил в роли ожидаемого избавителя Израиля. Но само описание его в качестве моисееподобной фигуры, как кажется, свидетельствует о том, что неблагополучие самых основ царского управления нарастает даже еще в эпоху идеализированного Давида, тем паче при его преемниках.
3. Иеровоам
Еще одна фигура, также описанная по образцу жизнеописания Моисея, и в тех же видах - Иеровоам.
Подобно тому, как Моисей выходит на историческую сцену в доме угнетателя Израиля, так и Иеровоам появляется занимающим важное положение в доме Соломона:
'Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова' (3Цар,11:28).
Быть сборщиком налогов в царстве столь сребролюбивого правителя - это очень много значит. Пророк Ахия из Силома приходит к Иеровоаму (не к Соломону!) и сообщает ему, что Бог собирается отобрать царство от Соломона (не обличить, не призвать к покаянию последнего - похоже, уже поздно) и сделать Иеровоама царем десяти колен Израилевых, так что потомки Давида будут править только своим собственным коленом (3Цар, 11:29-39).
Когда об этом узнает Соломон, он пытается убить Иеровоама, точно так же, как фараон пытается убить Моисея после того, как он слышит, что тот поразил египетского надсмотрщика:
'И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона' (Исх, 2:15).
'Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому' (3Цар,11:40).
Как и Адер, Иеровоам бежит от одного фараона (местного) к другому (импортному). Отметим, что то, что Иеровоам не сам вышел на несанкционированный митинг устроил восстание (его, похоже, и не было), но послан Богом, не останавливает Соломона. Куда девалась его хваленая мудрость - пытаться убить посланца Божия? Путь Иеровоама подобен пути Адера (и оба они подобны пути Моисея) - Иеровоам возвращается в страну только после смерти Соломона. И как Моисей, Иеровоам обращается к новому правителю с требованием освобождения Израиля от несомого им тяжкого бремени:
'отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе' (3Цар,12:4).
Царь Ровоам после двух совещаний решает ответить так же, как когда-то фараон ответил Моисею - угрозой усилить тяжесть повинности:
'отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами' (3Цар,12:14).
Ср.:
'дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами' (Исх, 5:9).
Очевидно, новый царь Иерусалима унаследовал не только трон Соломона, но и его фараоноподобный характер. Когда народ Израиля видит, что Ровоам не облегчит их бремя, они восстают против него и назначают Иеровоама своим царем:
'Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился [из Египта], то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами' (3Цар,12:20).
Согласно этой истории, Иеровоам - подобный Моисею спаситель Израиля, является законным царем, избранным Богом и назначенным Его пророком Ахией и самими людьми. Но в контексте более широкой книги Царств это положительное изображение вскоре сменяется противоположным.
Еще будучи сборщиком налогов у Соломона, Иеровоам получает наставление от Господа через Ахию:
'Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем;
и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля' (3Цар,11:37-38).
Отсюда понятно, почему автор, по кр.м., этого раздела Царств акцентирует в его жизнеописании моменты схожести его судьбы с биографией Моисея. Но... Как показывает уже ближайшая история, мало быть званным, надо еще и стать избранным. Иеровоаму это не удалось - интерес остаться любой (человеческой!) ценой у власти оказывается для него важнее всех соображений благочестия, и он, подобно предыдущим царям евреев, идет по пути нарушения заповеданного - насаждает у себя в царстве идолопоклонство
причем уже не параллельно культу Яхве, как делал Соломон, а, практически, взамен него. И теперь уже его имя становится нарицательным и часто вспоминаемым - как имя Давида, только со знаком '-' (3Цар,15:34; 16:2-3,19,26, 31; 21:22; 22:52 и пр.). Давид у потомков идеализируется, Иеровоам - демонизируется. Наряду со многими другими, эта история весьма назидательна и находится в том же ряду, что и, например, почти вся книга Судей.
4. Ну, и под конец...
Ну, и под конец невозможно не сказать об Иисусе из Назарета. Очевидно, что те же моисееподобные моменты Его судьбы подчеркиваются и в Евангелии, особенно у Мф - угроза жизни со стороны текущего царя во младенчестве, массовое убийство детей в это время и в связи с Ним
(на абсолютной нереальности цифры в 14000 младенцев мы не будем сейчас заострять специальное внимание - их могло быть и всего пара десятков, от этого злодеяние не становится меньше), бегство от лица последнего в другую страну (все в тот же Египет, да)
возвращение после смерти искавших души Младенца' (Мф, 2:20) для того, чтобы в дальнейшем осуществить спасительную миссию... Но здесь уже будет и несопоставимо другой масштаб проблемы, и другие методы ее решения, почему и скажет апостол, что Моисей - только раб в доме Господнем, а раб ничего не наследует. Наследует Сын (в нем и рабу перепадет, конечно, в свою меру - мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною (Лк, 6:38)).
Собственно, к литургическому воспоминанию всех этих событий мы сейчас и идем.