Ключевое различие между иудаизмом и христианством заключается в отношении к Иисусу из Назарета: для христиан Он является обетованным и многократно прообразованным в истории Израиля и писаниях пророков Мессией и единородного Сыном Божиим (последнее надо понимать в связи с троичным богословием).
Иудаизм, напротив, не только отрицает, что Иисус является Мессией, но и, что более важно, рассматривают само понятие о природном сыновстве Божием как противоречащее основному принципу монотеизма.
В качестве подтверждений своего видения ранние последователи Иисуса приводили различные тексты из признанных истинными пророческих писаний, среди которых был и Пс, 2:7, где Бог обращается к своему помазаннику: 'Ты сын Мой; сегодня Я родил тебя'. Более того, в других стихах они увидели также и указание на противостояние, с которым столкнется Иисус и Его последователи, а также на окончательное поражение врагов Иисуса. Иудейские же толкователи, конечно, читали указанный стих и псалом в целом иначе.
Попробуем посмотреть?
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него (син.пер.).
Отметим для начала, что мы будем рассматривать Пс 2 как отдельное произведение. Однако некоторые ученые, следуя раввинской и, частично, ранней церковной традиции, представленной в основном Кодексом Безэ (кодекс D), трактуют Псалмы 1-2 как один псалом, вводный ко всему сборнику.
Пс 2 входит в группу так называемых 'царских псалмов'. Границы этой группы являются предметом дискуссии, но, вероятнее всего, она включают псалмы 2, 17 (18), 19 (20), 20 (21), 44 (45), 71 (72), 88 (87), 109 (110) и 131 (132) (нумерация в скобках соответствует масоретской и западно-христианской традиции).
Первые стихи псалма косвенно подтверждают нам атрибутацию: 'Псалом Давида'.
Во всяком случае, очень похоже, что картина относится к периоду после судей. Обетование, данное Аврааму, исполнилось: 'Цари произойдут от тебя' (Быт, 17:6). Царь в Иерусалиме не назван по имени, но вполне допустимо, что это мог быть и Давид, почему нет? Тем паче, о его поэтическом даре мы знаем более, чем относительно любого другого царя. Это отсутствие именования царя еще сыграет свою роль.
Цари народов (так же конкретно непоименованных) противопоставляются этому царю Израиля в качестве его врагов (обычное дело), однако его поддерживает Господь, в результате чего все они призываются к признанию его особого положения и поклонению Богу Иаковлеву. В общем, мы вполне можем привязать создание псалма к определенному этапу жизни Давида - к тому моменту, когда гибнут Саул и Ионафан, и Давид после нескольких лет царствования в Хевроне становится правителем всех 12 колен со столицей в новоотвоеванном Иерусалиме (2Цар,5:1-10). Были предложены и другие версии происхождения псалма, вплоть до послепленной эпохи, но мне эта представляется достаточно хорошо ложащейся на известные из Писания события. Вопрос в том, какова его дальнейшая судьба - почему текст, написанный по какому-то отдельному поводу, не затерялся, а сохранился до наших дней, причем, явно не в одном списке? Очевидно, он продолжал использоваться, к нему обращались с известной регулярностью. В принципе, в этом предположении нет ничего необычного (хотя для нас, рассматривающих Псалтирь, как единую книгу, это может быть где-то и непривычно): мы имеем, например, в ее составе ряд 'песней ступеней', про которые говорят, что это песни паломников в Иерусалим, исполнявшиеся по мере восхождения на Храмовую гору, есть псалмы, связанные со сбором урожая или со свадебными церемониями и т.п. Как мог использоваться Пс 2? Есть предположение, что он мог исполняться во время коронационного ритуала. Ну, т.е., с одной стороны, у нас, кажется, нет прямых сведений о существовании такого ритуала в Иудее, и мы судим, скорее, по аналогии с другими временами и народами, но с другой - почему мы должны исключать такое предположение? Тем паче, у нас есть косвенное указание на существование придворного церемониала как такового в истории со смещением с престола Гофолии:
'И вывел он [Иодай] царского сына, и возложил на него царский венец и украшения, и воцарили его, и помазали его, и рукоплескали и восклицали: да живет царь! И услышала Гофолия голос бегущего народа, и пошла к народу в дом Господень. И видит, и вот царь стоит на возвышении, по обычаю, и князья и трубы подле царя; и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор! (4Цар,11:12-14)
Очень похоже на то, что церемониал воцарения таки в Иерусалиме существовал (подчеркнуто: по обычаю), и мы можем выделить даже его отдельные элементы из этого краткого описания. Так что предположение относительно Пс 2 представляется не совсем беспочвенным.
Возникает вопрос: почему Бог называет Давида Своим сыном во время его коронации, и как эти слова могли пониматься впоследствии применительно к другим царям?
Версия 1. Царь - полубог.
Из языческих мифов различных эпох нам известно о существовании богов низшего порядка, сравнительно с великими богами, или полубогов. В частности, Зевс любил упражняться в производстве такого потомства. Учитывая окруженность Израиля множеством языческих народов и, несомненно существовавшими культурными связями (об этом свидетельствует и само Писание), некоторые современные исследователи хотели бы видеть отголоски подобных представлений и в Библии. Темное место о 'сынах Божиих' в Быт, 6, упоминания исполинов, рефаимов, сынов Енаковых, история рождения Самсона и пр. - все это привлекается к тому, чтобы сделать эту идею хотя бы полулегитимной в рамках библейской истории. Не вдаваясь в обсуждение справедливости этих аргументов (если коротко - меня не убеждают), отметим, что применительно к рассматриваемому псалму эта идея не кажется подходящей. Разве что лишь в рамках титулатуры - известна параллель из соседней египетской культуры, где фараон после вступления на престол начинал именоваться в т.ч. и 'сыном Ра'. Мы крайне мало знаем относительно того, как проходили коронации в Иерусалиме в царский период истории, и здесь наши предположения стоят на очень зыбкой почве и могут опираться только на очень косвенные аргументы. Например, сюда же могут быть привлечены слова Пс 44 (предположительно, тоже использовавшегося в придворном церемониале - содержание соответствует), где царь (возможно, изначально - Давид) именуется б(Б)огом (Элохим):
'Престол Твой, б(Б)оже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего'.
Если принимать эту концепцию, особенно применительно к последующим царям династии, то получается, что само воцарение трактуется Богом Израилевым как усыновление царя. Нам, с нашей историей богословской мысли за спиной, трудно принять этот подход, тем паче, он, кажется, не находит точек соприкосновения с гораздо, впрочем, более древним ритуалом усыновления, описанным в Библии и относящимся к эпохе патриархов - возникает много важных вопросов относительно смысла этого усыновления: сущностное ли оно (для нас очевидно, что нет), благодатное ли (обсуждаемо), м.б. даже софийное (вспоминая русскую богословскую мысль начала прошлого столетия) - однако для иудейского сознания трехтысячелетней давности со привходящими культурным влиянием соседних народов, восточной манерой выражения мысли и вообще поэзии и пр. - возможно, это и имело какой-то смысл. Но, повторю ещё раз, это все очень ненадежные построения.
Версия 2. Метафора.
Давно замечено, что язык Писания - гораздо скорее язык поэзии, чем догматики. Говоря о Боге, Библия пользуется большим количеством различных образов: царь, пастух, воин и пр. Например, вот слова Господа относительно Самого Себя:
'Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая' (Ис, 42:14).
Очевидно, что пророк не пытается утверждать, что у Бога есть анатомия, что Он женского пола и испытывает настоящую боль при родах. Образ роженицы - метафора, причем, заметим, достаточно необычная - для нас мыслить о Нем, как об Отце много привычнее, чем как о Матери. Однако, имея в виду показать неотвратимость грядущих событий, Исаия смело пользуется этим образом, нарушая наши привычные устои. Возможно, слова об усыновлении царя следует понимать в каком-то подобном ключе? Если это так, то Пс 2 в рассматриваемой фразе выражает, скажем так, безграничную отцовскую поддержку, которую Давид может ожидать от своего Бога, поскольку Тот назвал его сыном.
Это толкование стыкуется с двумя взаимосвязанными библейскими метафорами: Бог - отец Израиля, а Израиль - сын Господень. Хотя эти метафорические отношения отца и сына не так распространены в еврейской Библии, как некоторые другие образы, указание на них присутствует в имеющихся текстах:
'Так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой' (Исх, 4:22).
'Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?' (Втор, 33:6).
Таким образом, Пс 2, возможно, использует ту же метафору отношений отца и сына, которая встречалась в других местах применительно к Израилю, чтобы описать близкие отношения между царем Давидом и Богом Иуды.
Дополнение к версии 2. Пророчество о царе
Возможно так же понимание, что, говоря в ст. 7 о 'повелении Господнем' (ц/лс; син. - определении', букв. - 'указ ЯХВЕ'), псалмопевец цитирует или перефразирует существовавшее ранее пророческие слова. С другой стороны, псалом может отражать и новое пророчество, полученное по поводу войны / восстания, описываемого в начале псалма (ст.3).
Если речь идет о первом варианте, то псалом, возможно, имеет в виду послание, переданное через пророка Нафана от Господа Давиду во 2 Цар, 7:14-15:
'Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него'
Слова в нашем псалме не являются прямой цитатой откровения Нафану, но точное цитирование и, в принципе, не слишком характерно для библейских авторов. Хотя слова в псалме и слова Нафана используют одну и ту же метафору отца и сына, они различаются по своему содержанию (т. е. сосредотачиваются на разных особенностях этого образа). Если Нафан сосредоточен на роли отца в воспитании своего сына (ср., например, Прит, 13:24: 'Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его'), то Пс 2 сосредотачивается на поддержке отца своего сына в трудных ситуациях. Псалом убеждает царя, что ему не нужно беспокоиться об окружающих правителях, поскольку ЯХВЕ, его Отец, будет защищать его и побеждать его врагов.
Мы можем увидеть аналогичное использование этой метафоры отношений отца и сына и, вероятно, еще один намек на 2 Цар, 7 в Пс 88:
'Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен (стт. 29-29).
Будучи метафорически первородным сыном Божиим, иудейский царь стоит выше всех других земных царей.
У рассматриваемой метафоры есть и другие аспекты, которые можно было бы увидеть: любовь отца к своему сыну (в смысле чувственного переживания), обязанность сына прислушиваться к своему отцу, право отца передавать сыну наследство, власть отца над жизнью даже и выросшего сына и т.п.
Толкование эпохи Второго храма
Монархия династии Давида закончилась с разрушением Иудеи и первого Храма в 586 г. до РХр. Со временем читатели начали находить альтернативные значения словам Пс, 2:7.
Изначально псалом был, предположительно, посвящен празднованию коронации царя династии Давида, но позже в понимании его смысла акцент сместился в сторону видения его как пророчества об эсхатологической эпохе правления будущего царя из династии Давида, которого в постбиблейских текстах называют 'Мессией'. Это прочтение возникло, по всей видимости, уже после 63 г. до РХр., когда, после почти столетия независимого еврейского правления под властью Хасмонеев, римский полководец Помпей завоевал Иерусалим, и Иудея оказалась под властью римлян. Впрочем, возможно, указанное изменение могло начаться еще в эпоху ок. 175 г. до РХр., когда иудеи пострадали от принудительной политики эллинизации, связанной с сирийскими греками и царем Антиохом IV.
Эсхатологическое, мессианское прочтение Пс 2 появляется в т.нз. Псалмах Соломона - апокрифическом псевдоэпиграфе, написание которого относится ко времени подчинения Иудеи римскому владычеству (70-40 гг. до н. э.). Дошедшие до нас рукописи «Псалмов Соломона» написаны на греческом языке, хотя первоначальный язык «Псалмов», вероятно, был еврейский.
Эти псалмы цитируют Пс, 2: 9 в отношении будущего царя-потомка Давида, который сокрушит врагов Израиля:
'Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. И препояшь его силою поражать правителей неправедных. Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и праведливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их. Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих' (17:23-27).
Несколько позже свиток Мертвого моря (4Q174), вероятно, составленный во времена Ирода, читает Пс 2 в качестве эсхатологического пророчества.
После цитирования первых стихов ('Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное…'), текст поясняет:
'Понимать этот вопрос надо так: народы восстанут и в негодовании выступят против избранных Израиля в конце дней'
Есть также предположение, что Пс 2 лежит в основе слов из гл. 37-71 первой книги Еноха (вероятно, составленной в I в по РХр.) - в описании того, как цари земли (в согласии с Пс, 2: 2) падут перед Божьим помазанником:
'В эти дни поникнут лицом все цари земные,
И сильные, владеющие землей, по причине дел рук своих,
Ибо в день своего страдания и горя они не (смогут) спасти себя.
И Я отдам их в руки Моих избранных:
Как солома в огне, так они будут гореть пред лицом святых:
Как свинец в воде, так они потонут пред лицом праведных,
И никакого следа от них более не будет найдено...
Ибо они отвергли Господа Духов и Его Помазанника' (48:8-10).
Переосмысление Пс 2, как эсхатологического пророчества, создает основу для его восприятия первым поколением последователей Иисуса из Назарета.
Иисус как Божий Сын в Новом Завете
Как верно замечено негде, Пс 2 является единственным отрывком из Ветхого Завета, в котором в одном месте говорится о царе, Помазаннике и сыне Божием - титулах, столь важных для представления Иисуса в Евангелиях. К I веку н.э. еврейский термин 'машиах' (греческий christos, 'помазанник'), стал означать не только 'помазанный елеем во время коронации', но и конкретно Мессию, и именно в эсхатологическом аспекте - в смысле, которого это слово не имеет в древних библейских текстах. Это открытие нового смысла указанного слова имеет решающее значение для Нового Завета, в котором есть несколько прямых цитат из Пс 2, а кроме того, ссылки на него можно обнаружить, как пишут, во всех основных книгах.
Марк
Самым ранним из канонических Евангелий считается самое короткое, от Марка, датируемое, предположительно, 70-ми годами I в. (впрочем, об этом есть и другие мнения). Как мы знаем, оно открывается строкой: 'Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия' (Мк, 1:1). Этот заголовок, похоже, находит свой антецедент именно в Пс 2, и, одновременно, он несет в себе смысл противопоставления римской имперской пропаганде, которая идентифицировала Цезаря как divi filia, 'сына бога'. Первая же сцена этого Евангелия (крещение Иисуса на реке Иордан) показывает, как Он стал ассоциироваться с этим титулом:
'И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение' (1:10-11).
У Марка нет рассказа о божественном зачатии или предвечном происхождении Иисуса. Следовательно, для читателей (и зрителей, также ничего об этом не знающих), относящихся к традиционной аудитории, этот голос с небес указывает на то, что в момент Крещения ('сегодня' из Пс 2) Иисус из Назарета становится известен как Сын Божий. Т.е., Его Крещение можно рассматривать как, в некотором смысле, 'замаскированное царское помазание', особенно, если учесть, что последнее слово ('помазание') в эту эпоху уже равно применяют не только к действию человека, возливающего масло на голову другого человека (1Цар,10:1), но и к действию Божию, посылающего на него Своего духа (Деян, 10:38).
Хотя Иисус предпочитает называть Себя словами из пророчества Даниила 'Сын Человеческий', титул 'Сын Божий', восходящий к Пс 2, также всплывает несколько раз. Чаще всего это происходит в случае действия сверхъестественных сил. В Мк, 3:11 и 5:7 так называют Иисуса 'нечистые духи' через одержимых ими. В сцене Преображения, где Иисус просиявает славой, голос с неба объявляет: 'Сей есть Сын Мой возлюбленный; его слушайте" (Мк, 9:7).
В последний раз титул 'Сын Божий' появляется в сцене после смерти Иисуса, на этот раз устами офицера римской армии:
'Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий' (15:39)
Помещая сюда это воспоминание, Марк еще раз, как и в начале Евангелия, свидетельствует о том, что Иисус, а не император, является божественным сыном, заслуживающим поклонения - это признает даже центурион, непосредственно подчиняющийся правителю империи.
Возможно, имея в виду некую недосказанность Марка (сохраняется возможность прочтения его с тем смыслом, что Иисус стал Сыном Божиим только при Крещении), другие евангелисты указывают, что Иисус всегда был таковым. Евангелия Матфея и Луки открываются рассказами о рождении, предлагающими различные версии божественного зачатия Иисуса (впрочем, вполне возможно - и традиция это принимает - это одна история, но основанная на разных источниках - один восходит к Иосифу, другой - к Марии), а Евангелие от Иоанна также провозглашает, что Иисус является одновременно Богом и уникальным единородным Сыном Божиим (ср. 1:14,18, 3:16, 18). Эти тексты могут иметь в виду Пс, 2: 7, однако выражено это недостаточно ясно; впрочем, влияние этого псалма на Новый Завет прослеживается и в других местах.
Деяния и Послание к Евреям: использования Пс, 2: 7 в качестве доказательства
Деяния апостолов, написанные, как следует из вступлений к обеим книгам, тем же автором, что и Евангелие от Луки, повествуют о деятельности Петра и Павла, а также других ранних последователей Иисуса. В 13 главе книги описано, как Павел произносит речь в синагоге Антиохии Писидийской.
Он обращается к общине: 'мужи Израильтяне и боящиеся Бога' (ст. 16, 26), под последними имея в виду язычников, чье участие в богослужении синагога приветствовала. Длинная речь начинающаяся с обзора истории Израиля и упоминания Давида, приводит Павла к Иисусу, Который, как он утверждает, принадлежит к династии Давида (у Матфея и Луки подтверждением этой же мысли служит родословие Иисуса). Деяния рассматривают Иисуса как Того, на Ком исполнились обетования, данные Давиду, включая вечный престол на Сионе. Павел утверждает:
'И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя' (13:32-33).
Павел подразумевает, что псалом повествует о Мессии, а ст. 7 буквально заявляет, что этот Мессия является Сыном Божьим. Изначальный смысл псалма или неизвестен ему, или им игнорируется, как менее важный.
Послание к Евреям, длинный трактат, адресованный последователям Иисуса, цитирует Пс 2:7 в начале рассуждения, как одно из доказательств того, что Иисус превосходит даже и ангелов и качественно отличается от последних:
'Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (1:5; вторая цитата, по всей видимости, отсылает к 1Пар, 22:10: 'Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек').
Несколько далее Послание снова цитирует этот стих, говоря на этот раз о смирением Иисуса, поставленного первосвященником:
'Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но [это сделал] Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя' (5:5).
Противники Иисуса - 'цари земли' из Пс 2
Для последователей Иисуса, которые видели в Нем божественного Сына из Пс 2, противниками Его в псалме неизбежно должны были быть гонители Его Самого и его Церкви. И действительно, это понимание появляется уже в 4 главе Деяний, где описывается, как апостолы Иоанн и Петр арестованы за проведение несанкционированного митинга и оскорбление религиозных чувств через провозглашение воскресения Иисуса (ст. 2). После освобождения Иоанн и Петр сообщают собранию учеников о том, что с ними произошло, и те в ответ обращаются к Богу в импровизированной молитве, включающей цитату из первых стихов Пс 2:
'Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой' (4:24-28).
То, что иерусалимская община легко цитирует выделенный текст синхронным образом, можно рассматривать как указание Луки на то, что они были вдохновлены Духом; однако этот факт может также указывать и на то, что они уже ранее связывали эти псаломские стихи с Иисусом, или, возможно, использовали псалом в молитве.
Деяния здесь сближаются в своем подходе с некоторыми свитками Мертвого моря, которые также считали, что древние пророчества исполнялись в их времена. Слова псалма 'Господа и Помазанника Его' первые христиане относили к Иисусу, а под 'собравшимися вместе' князьями и 'восстающими царями' подразумевали Ирода Антипу и Понтия Пилата, которые оба отказались освободить Иисуса, несмотря на то, что они нашли Его невиновным в обвинениях, выдвинутых против Него, как передал Лука ранее в своем Евангелии (Лк, 23: 1-25). Тот же автор замечает, что отношение к делу Иисуса сблизило двух правителей:
'И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом' (Лк, 23:12).
Пс 2 стал для христианских авторов свидетельством в пользу идеи о том, что Помазанник Божий (Христос) является одновременно Его Сыном. Так же он, при таком понимании, объяснял преследования Иисуса и Его учеников, как предусмотренные свыше, а значит - контролируемые Богом. Книга Откровения, последняя книга христианского канона, продолжает эту линию в будущее (которое, впрочем, в ту эпоху еще мыслилось очень недалеким), употребляя такие фразы из Пс2, как 'цари земные' (Ап, 19:19) и 'железный жезл' (Ап, 2:27, 19:15), чтобы предсказать эсхатологический триумф Иисуса во время Его Второго пришествия.
У позднейших христианских толкователей понимание Пс 2 (равно, и многих других мест ВЗ) в отношении к Иисусу стало довлеющим на много столетий. Этот подход подпитывался, с одной стороны, ключевым положением Его фигуры для христианского сознания, а с другой - практическим отсутствием представлений о жизни, психологии, культуре, образе мышления и языковых особенностей древних иудеев.
Развитие понимания Пс 2 в иудейской среде
После окончательного расхождения с возникшим христианством, понимание Пс 2 в иудейской среде прошло несколько стадий. В первые века нашей эры так же, как и в христианском мире, Пс 2 рассматривался, по преимуществу, в эсхатологическом ключе. Иудейская эсхатология не была связана с Иисусом, но и ВЗ достаточно мест, на которые она могла опираться. Раввинские толкования III - VII вв., посвященные тексту Пс 2, связывают его с 38-39 главами Иезекииля, с войной Гога и Магога, а так же с все еще ожидаемым в их среде Мессией. В текстах этого периода даже почти отсутствует полемика с интерпретацией псалма, предлагаемой христианами. Позже, в эпоху развитого Средневековья, наблюдается заметная разница в понимании псалма в зависимости от места проживания. Авторы, жившие в мусульманских странах предлагают видеть в упомянутом в псалме царе грядущего Мессию, что практически совпадает с христианским подходом. Авторы же, жившие на территории, где христианство стало государственной религией, стараются от такого понимания дистанцироваться и оспаривают его. А Аврам ибн Эзра (XII в.), успевший пожить и там, и тут, предлагает и мессианское, и немессианское толкование Пс 2.
Полемизируя с христианским прочтением, слов 'Ты Сын Мой', относящимся, согласно посланию к Евреям, к природному Богосыновству, средневековые иудейские толкователи возвращаются к метафорическому пониманию этих слов. Бог, согласно этому подходу, говорит их, исходя из Своей любви и снисхождения к праведному царю, чтобы утешить его сердце, но слова эти отнюдь не выражают онтологию. Так же, как Иаков усыновляет детей Иосифа, говоря: 'Они мои' (Быт, 48:5), но при этом не является их отцом в смысле буквального рождения. Другой подход продемонстрировал Раши (раби Шломо, сын Ицхака, крупнейший средневековый иудейский толкователь, живший в XI в.), возвращаясь к пониманию этих слов, как относящихся к царю Давиду. Несколько позже Радак (раби Давид Кимхи, XII-XIII вв.) напишет большой трактат, посвященный Пс 2, последовательно полемизируя с христианским его пониманием, используя наработки христианского же богословия. Все эти споры, в конце концов, свидетельствуют об одном - можно использовать ту или иную аргументацию, выстраивая логические цепочки на основе имеющихся текстов, привлекать (широко распространенный метод уже наших дней) данные археологии, сравнительной лингвистики, предполагать культурные влияния, опираться на те или иные традиционные авторитеты, ссылаться на чудеса или мистический опыт и пр. - но все это только 'надстройка' на фундаменте веры, от нее независящей, и вера эта заключается в очень простых словах эфиопского евнуха из Деяний: 'Иисус есть [или не есть] Христос, Сын Божий' - и эти слова возвращают нас все к тому же Пс 2.