Ознакомился с интересной для меня полемикой ученых мужей и жен относительно даты Рождества Христова. Попробую кратко пересказать.
Общеизвестно, что древний мир не имел единого календаря и даже единых принципов отсчета времени. Поэтому, выстраивая интересующие нас события прошлого в общую последовательность, приходится учитывать множество факторов, соотнося свидетельства источников друг с другом. Такими свидетельствами могут быть упоминания о начале/конце правления тех или иных личностей, войнах, природных катастрофах или небесных явлениях. В настоящее время более или менее общепринятым считается, что Дионисий Малый
в своих расчетах несколько ошибся, и Рождество Христово произошло в 4 г. до н.э. (ну, то есть, буквально - до РХ). Как была получена эта дата? Иисус родился незадолго до смерти Ирода Великого, как нам сообщают Матфей и Лука, вероятно, за несколько месяцев. Дата смерти Ирода в -4 г. опирается, прежде всего, на слова Иосифа Флавия, связывающего смерть обезумевшего царя в один год с произошедшим лунным затмением.
Так вот, профессор 1 указывает, что в те годы в Иудее было не одно затмение, а несколько, причем, первое, 13 марта -4 г., было лишь частичным и видным только глубокой ночью (т.е. вероятность того, что оно было многими замечено и ИФ писал именно о нем, невелика).
Второе же и третье были гораздо более полными, продолжительными и произошли в -1 г. до, причем последнее попало на 29 декабря, всего за два дня до 'смены эр'.
Профессор 2 возражает, предлагая учесть и другие факторы. Во-1-х, согласно все тому же Иосифу Флавию, Ирод правил 37 лет с момента своего назначения, из них 34 года в Иерусалиме.
Используя инклюзивный подсчет (не знаю, что это), получаем все же -4 г. Во-2-х, согласно ИФ, Ирод умер незадолго до Пасхи, что делает мартовское затмение предпочтительнее декабрьского. В-3-х, надо учитывать даты правления преемников Ирода, Архелая и Антипы. Сроки правления первого рассчитываются, исходя из того, что он был низложен императором на 10-м году нахождения у власти (749 г. от основания Рима = +6 г.). Что же до Ирода Антипы, чья власть над Галилеей продлилась до 39 г. н.э., то найдены монеты, датированные 43-м годом его правления, что дает нам начало оного самое позднее в -4 г., чтд.
Профессор 1 отвечает: 'Попытка датировать смерть Ирода Великого сопровождается значительной неопределенностью, и я не собираюсь утверждать, что точно знаю правильный ответ... Трудность в том, что у нас есть изрядное количество информации, но она двусмысленна'. Ключевая информация, конечно, исходит от Иосифа Флавия, который привязывает смерть ИВ к «посту» и Пасхе. Он говорит, что в ночь поста было лунное затмение - единственное затмение, упомянутое во всем корпусе его трудов. Соотнесение Иосифа Флавия с Талмудом и Мишной указывает на то, что постом, вероятнее всего, был Йом-Кипур.
Йом-Кипур приходится на десятый день седьмого месяца (с середины сентября до середины октября), а Пасха - на 15-й день первого месяца (март или апрель) религиозного календаря. Иосиф Флавий не указывает, когда именно в течение этого временного интервала произошла смерть царя.
В подходящий период было всего 4 затмения: 15 сентября -5 г., 12 марта -4 г., 10 января и 29 декабря -1 г. Ни одна из этих дат не удовлетворяет всем условиям, что у нас есть. Первая из них попадает на Йом Киппур, затмение было полным и длилось долго, но кажется слишком ранней, чтобы хорошо состыковываться с другими данными. Затмение -4 г. слишком далеко от Йом Киппур и слишком близко к Песаху. Оно было частичным, коротким и произошло глубокой ночью. Не факт, что его многие видели. Это делает его наименее пригодным из всех. Даты -1 г. требуют признать, что пост был не Йом Киппур либо были произведены изменения в календаре, о чем у нас нет никаких сведений. Затмение 10 января было полным, но случилось тоже достаточно поздно. А вот затмение 29 декабря было наиболее заметным - Луна рано взошла, причем уже при 53% скрытой поверхности, которая все увеличивалась, достигнув максимума к 6 вечера - т.е. это затмение было наиболее заметным и продолжительным.
э
Еще одна участница замечает: но ведь возможно, что указанный ИФ-м пост был не Йом Киппур (это же выведено косвенно), а пост Эсфири, который в -4 г. выпал на 12 марта.
Если принять этот вариант, то получится, что в тот день было и затмение, и пост, и месяц до Пасхи, что неплохо стыкуется со сведениями ИФ-я.
Подключился еще один профессор, предлагающий взглянуть на датировку смерти ИВ (а значит, и Рождества) в свете других сведений, сообщаемых ИФ-м, в основном, тех, что касаются Архелая, а также упомянутого у Луки Квириния. Низложение Архелая у ИФ специально отмечено, как произошедшее в 37-м г. после победы Октавиана Августа над Марком Антонием при Акциуме - события, надежно датированного -31-м годом.
Добавив 37 лет, получаем +6-й г., а отняв 10, получим -4-й (здесь следует прибавлять первый и последний года в качестве целых, поскольку так делали при исчисления правления как Августа, так и династии Иродов).
Еще один профессор присоединяется к первому, говоря, что для установления дат прихода к власти потомков ИВ недостаточно кратких упоминаний о сроках их правления, приводимых у ИФ. Надо учитывать и другие сведения. Дело в том, что, во-1-х, ИВ несколько раз менял завещание в течение короткого времени. Сначала он готовил в преемники сына Антипатра. Однако тот, меньше чем за 2 года до смерти отца, убил своего дядю, младшего брата ИВ. Тогда наследником был назначен Архелай, но история на этом не завершилась. В последний год жизни Ирод переназначил преемником Антипу, а потом - снова Архелая. В конечном итоге, царство будет разделено между Архелаем, Антипой и Филиппом. Иосиф Флавий осторожно отмечает, что, хотя в течение последнего года своего правления Август запретил Ироду называть своих сыновей своими преемниками, тем не менее, Ирод даровал сыновьям царскую власть и соответствующие ей почести. Поэтому возникла несколько двусмысленная ситуация, о которой у ИФ есть косвенные свидетельства (также подтверждаемые и нумизматикой) и которые раньше не принимались в расчет - отсчет начала правления детей ИВ велся по-разному. Сами они говорят о себе, как о царях, с момента назначения их отцом, но для Рима они становятся таковыми лишь после утверждения их полномочий (в т.ч., права печатания монеты), императором. Значит, смерть ИВ с большой вероятностью может быть сдвинута с -4 на -1 г. Таким образом, и Рождество Спасителя может быть отнесено к этому году, а с учетом приведенных рассуждений относительно затмений - практически, к установившейся дате, с разницей в пару дней.
Мне понравилось.