Почему-то

Aug 31, 2024 21:25

никогда не видел этой связи (Никодим-Лазарь), а вот поди ж ты.


'Книга Иоанна - о знании. Автор не показывает своим читателям, что именно нужно знать, но как это знать. Он представляет не только новые мысли, но и новый способ мышления. Как читателям Иоанна достичь этого нового способа?

'Если кто не родится свыше', - объясняет Иисус Никодиму в Ин, 3:3, - 'не может увидеть Царствия Божия'. Никодим пытается понять - и терпит неудачу. 'Может ли кто в другой раз войти в утробу матери и родиться?' - спрашивает Никодим Иисуса (3:4).

Это сложная концепция, и Иоанн это знает. Именно поэтому в середине своего Евангелия, в его кульминации, Иоанн приводит пример, которого нет у синоптиков: Лазарь рождается заново.



Лазарь был мертв четыре дня, когда Иисус приходит к его гробнице и приказывает убрать загораживающий камень от входа.

'Лазарь', -взывает Иисус громким голосом, - 'иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком'(Ин, 11:44).

Это странная, но и простая для читателей история: Лазарь слышит голос Иисуса, узнает его и (воз)рождается.

Возрождение, согласно словам Самого Иисуса, доступно всем, слышащим Его. Иисус объясняет:



'Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут' (5:24-25).

Иисус у Иоанна исцеляет, дарует зрение и возвращает мертвых к жизни. И это именно то, что, в свою очередь, призвано делать его Евангелие [та самая алхимия, про которую Грэнджер говорит у Роулинг]. Однако, чтобы возродиться, читатели должны не просто узнать об Иисусе, они должны услышать его голос, ощутить его силу и, как Лазарь, 'выйти'. То, что претерпевает Лазарь в этой истории, читатель Иоанна должен претерпеть, читая ее. Иоанн является 'повивальной бабкой' этого нового 'рождения свыше' [и это не исключает понимания этих слов из беседы с Никодимом в смысле указания на крещение].

Евангелие от Иоанна - это апокалипсис, т.е. 'откровение' или 'раскрытие'. Он раскрывает небесные истины, которые должны быть доступны только привилегированным провидцам на небесах, и предлагает их всем своим читателям и слушателям на земле - если только они откроют глаза и увидят. Иисус, утверждает Иоанн, есть совершенное и полное самораскрытие Бога в человеческом облике.



Это трудно выразить и трудно понять, как хорошо знает Иоанн. И он усердно старается сохранить необходимое ему равновесие. Является ли Иисус прежде всего человечным, когда он плачет у гробницы Лазаря? Или это момент, когда мы наиболее ясно видим Бога?

Если коротко: Евангелие Иоанна в первой половине начинает проводить своих читателей через процесс нового рождения, достигая кульминации в возрождении Лазаря. Только тогда читатели готовы услышать тайны, передаваемые Иоанном, во второй половине (Ин, 13-17). С самого начала нас призывают в мир поэзии. Теперь мы можем видеть, сколь много эта поэзия используется для достижения поставленной автором цели:

'Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его' (20:31).

К концу Евангелия Иоанн уже подготовил своих читателей к воскресению - самому таинственному моменту из всех, моменту, который сделал возможным новое рождение и для его читателей'.

картинко, библейское, Господь Иисус, Иоанн, не мое

Previous post Next post
Up