Автобусная история

Jan 07, 2015 23:28

История техники иногда очень причудливо связана с жизнью государств и отдельных людей.

В один из решающих моментов двадцатого века, днем 1 декабря 1955, 42-летняя афроамериканская женщина из Монтгомери отказалась уступать место в автобусе белому пассажиру и была арестована. Она даже не подозревала, что простой акт гражданского неповиновения вызовет огненную бурю, которая в течение следующего десятилетия не только завершит сегрегацию на юге, но приведет к значительному расширению гражданских прав в 1960-х. Автобус остался в обслуживании, пока не был списан в 1970-х. Затем его выкупил местный житель и использовал для хранения инструментов. Его потомки решили заработать денег, и продали автобус через интернет-аукцион в Музей Генри Форда в Дирборне, за огромные 428,000$. Автобус General Motors TDH-3610 под номером 2857 был восстановлен до оригинального состояния 1955. Сегодня он доступен для общественности, как одно из самых исторически известных транспортных средств века.



Это действительно история. Но если говорить о причудливой связи, то достаточно посмотреть старинные советские фильмы, чтобы увидеть в кадре очень похожие обводы.


Дело в том, что после войны советские крупные города остро нуждались во вместительных и современных автобусах, а производства не было. Было достигнуто соглашение с General Motors на лицензионное производство автобуса TDH-3610. Так появился автобус ЗиС-154 - первый советский цельнометаллический автобус с весьма продвинутым, по тем временам, силовым агрегатом. Началось автобусное производство на Заводе имени Сталина.

Автобус оснащался двухтактным дизельным двигателем в паре с электротрансмиссией. Благодаря гибридной установке (а мы ведь и в наши дни считаем это передовым направлением!) автобус обладал очень плавным ходом, за что был любим пассажирами. Однако этот же агрегат превратился в головную боль для шофёров и ремонтников, привыкшим к обращению с более непритязательными машинами.



В 1949 году у этого автобуса появился приемник - ЗиС-155. Новый автобус был проще и дешевле в производстве и обслуживании. Многие кузовные детали достались ему от предшественника. К слову, так же с кузовом 154-го были унифицированы троллейбусы МТБ-82 и трамваи МТВ-82. Шасси же у нового автобуса было унифицировано с грузовиком ЗиС-150.

Необычной чертой автобуса была его световая сигнализация. Автобус не имел привычных подфарников и габаритов. Их функцию выполняли каплеобразные огни на крыше, зелёные спереди и красные сзади. Также впервые сзади автобуса появились три стоп-сигнала и отдельные указатели поворотов.

Особо же выделялись три цветных огня на крыше спереди. Помимо стандартного табло указания маршрута автобуса. Маршрут так же мог отображаться различными комбинациями свечения этих цветных огней. И такие обозначения были видны задолго до того, как становились различимы буквы и цифры на традиционном табло автобуса. Услышав о такой необыной машине ещё в детстве, стоя на остановке, всегда всматривался вдаль: а вдруг появится автобус с разноцветными огнями.



Дальнейшим шагом эволюции стало появление легендарной 158-й модели (выпускалась с 1957 по 1970 год).



После передачи её производства к нам в Ликино (ЗиЛ-158 получил название ЛиАЗ-158) началась история Ликинского автобусного завода. И тут тоже свои легенды и истории.

Ликино-Дулёво, автобус, История

Previous post Next post
Up