Помпеи. Вилла Мистерий

Jun 04, 2015 20:27

Оригинал взят у vita_colorata в Помпеи. Вилла Мистерий
"И распростясь с тревогою житейской
И кипарисной рощей заслонясь -
Блаженной тенью, тенью элисейской
Она заснула в добрый час..."

Ф.И. Тютчев. Итальянская вилла.

Помпеи поражают туриста своими размерами. То, что нормально для города, великовато для музея под открытым небом. Осознается невозможность за один раз всё увидеть и осмыслить. Всё равно что-то останется до следующего посещения, тем более, что даже не всё открыто. Какие-то дома бывают закрыты в виду реставрации, какие-то из-за отсутствия должного количества служителей. А что-то еще скрыто, в Помпеях продолжаются раскопки. Помпеи возрождаются как феникс из пепла.
  На плане Помпей отмечено сейчас 88 названий исторических построек, среди которых есть общегородские здания: храмы, лунапарий, сукновальня, печи для хлеба, и дома и виллы граждан, все под своими условными  названиями. Какие-то названы именами владельцев, которые удалось определить по граффити в интерьере, какие-то по приметным находкам, например дом "золотого браслета" назван так потому, что там был найден скелет девушки с золотым  браслетом. А дом "Трагического поэта" из-за мозаики с театральным действом.

Отправимся в недавно открытую после реставрации виллу Мистерий.




Путь лежит мимо городского кладбища за пределы городских стен.










Рядом с городом находились еще виллы, так же , как сейчас у нас, кто-то жил урбанизированно, а кто-то на собственной "даче". Вилла рустика, сельскохозяйственная вилла, предполагала при себе небольшое производство чего-либо. Здесь находился пресс для винограда, видимо делалось вино. Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот.
Жилые дома римлян не были особенно красивы снаружи, зато уютны и хороши внутри. Реконструкция виллы Мистерий.



Здесь поневоле придется выучить архитектурные термины, какие-то  так прижились, что мы используем их до сих пор, какие-то не используются. Первым помещением виллы или большого дома является перистиль, слово из греческого языка: пере- вокруг, стилос - колонна. Это двор, окруженный колоннами, обычно открытый, при дворе мог быть сад.
В вилле Мистерий вход  в перистиль достаточно широкий, чтобы могла въехать повозка.
Из перистиля через коридор можно было попасть в атрий, теперь мы его знаем как атриум и он является непременной частью новых торгово- развлекательных центров.  Атрий, от латинского "атер"- черный, закопченый, - центральное пространство римского домуса.  Изначально в атрие находился очаг, поэтому он и назывался "закопченым."




В атрий выходили все основные помещения: прихожая, кладовые, кухня, спальни - кубикулы. С обеих сторон  примыкали столовые, предназначенные для трапез в разное время года. Позднее, под греческим влиянием, вмecто садика появился обширный, окруженный колоннадой двор с цветниками, статуями, фонтанами, затененный плющом, виноградом и каприфолией. В нeгo по периметру выходили летние столовые, залы для званых обедов, полукруглые беседки. Иногда двери на стенах могли быть нарисованы для красоты и симметрии.
В центре атрия находился имплювий - небольшой бассейн, наполнявшийся  дождевой водой через  комплювий - световое отверстие в крыше. Излишки воды  уходили по трубе в подземную цистерну для сбора дождевой воды.  Если прикинуть, то Пантеон в Риме, храм всех богов ( а для римлянина храм - дом бога) , тоже построен в виде атриума, наверху световое окно, через которое может идти дождь. Интересно было бы оказаться там в ливень !  Разница только в размере окна, оно там такое, что наш тутаевский дом можно было бы через этот световой проем опустить в Пантеон. Ну может, слегка бы задел за край.

В атриуме же размещалась и большая часть принадлежащих роду ценных предметов: тяжёлый сундук с семейными реликвиями (денежный ящик), стол типа жертвенника - картибул, специальная ниша (таблинум), где хранились документы хозяина и семейный архив, и шкаф (ниши) для хранения восковых масок  и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей  - ларов и пенатов, для чего позже стали строить отдельное святилище - ларарий.

План виллы, здесь видна её четкая структура: два разных атрия, окруженные кубикулами и другими помещениями, спереди она обнесена еще аркадой - криптопортиком.



Витрувий составил "спецификацию" атриев, разделив их на пять разных видов: atrium tuscanium, atrium tetrastylum, atrium corinthium,atrium displuviatum, atrium testudinatum. 
Большой атрий виллы Мистерий как раз относится к виду тетрастиля, из него можно было попасть в бани. Так же, как у русского человека, у римлянина без бани дом как и не приличный дом. Вилла открывалась к морю террасой  с  портиками по сторонам. На плоской крыше аркады, окружавшей с трёх сторон виллу были обнаружены остатки висячего сада.
Атрий по необходимости делили портьерами на отдельные помещения, о чем свидетельствуют кольца наверху. Он был самым парадным и богато украшенным помещением дома, поэтому там принимали гостей, которые не были родственниками.
Украшать парадные и не только парадные стены жилища росписями и полы мозаиками было принято. Эта вилла получила своё название благодаря нарисованным на стенах дионисийским мистериям,по другой версии - обряду венчания. В таблинуме,кабинете хозяина сохранились фрески на египетские темы.
Интересна роспись одной из комнат, в которой есть имитация более глубокого пространства, отделенного колоннами и несуществующей двери. Роспись словно раздвигает пространство.














































Красный насыщенный цвет называют "помпейским", здесь этот цвет фона росписи наиболее выразителен, он подчеркивает торжественность момента. Дионисийские посвящения не были официально признаны и даже запрещались в Риме, в провинции в отдалении они  еще существовали и попали в роспись. По росписи сложно угадать, как происходило таинство праздника, что несет девушка на блюде, что написано на папирусе в руках у ребенка.
















Здесь роспись имитирует облицовку камнем и рельефный пояс.
















Видна толщина штукатурки-основания под живопись.




На вилле было найдено много погибших людей.



Разумность и красота римского жилища многих вдохновляла.Художник и археолог Лоуренс Альма-Тадема посетил в 1860 году Помпеи и Геркуланум и так вдохновился Древним Римом, что написал большое количество картин, на которых "ожила " римская история. Альма-Тадема пишет красавиц в томной неге и всякие виды развлечений.











Другой из пре-рафаэлитов, Джон Уотерхауз, тоже путешествовал по Италии и тоже писал картины, иллюстрирующие жизнь римлян.






Была ли она настолько идиллически прекрасна ?
Тот же Гай Плиний Младший в письме Галлу оставил подробное описание своей виллы Лаврентум, за что потомки-историки и археологи ему сказали не один раз большое спасибо. Благодаря его дотошному и одновременно поэтическому описанию мы можем хорошо представить себе как выглядела римская вилла, как логично всё там было устроено.  Идиллия, а не жизнь. Архитектор отметит, что хозяин думал об акустике, потоках воздуха, освещении и инсоляции, теплых полах, террасах с видом на море, зонировании помещений и благоустройстве. Заметьте, что уже тут заложены принципы отдыха на море, который сейчас распространен: несмотря на то, что вилла совсем рядом с морем, волны ласкают её ступени, существует бассейн с горячей водой, в котором можно поплавать глядя на море. Отмечены разнообразные красивые виды из всех окошек.
Поэтому я напоследок приведу весь этот текст целиком, чтобы окончательно проникнуться тем, как проходила загородная жизнь римлянина.

" Вилла отстоит от Рима в 17 милях, так что, покончив со всеми нужными делами, полностью сохранив распорядок дня, ты можешь там пожить. Дорог не одна: туда ведут Лаврентийская и Остийская; с Лаврентийской свернуть у четырнадцатого столба, с Остийской у двенадцатого; и там и тут начинаются пески; в повозке ехать тяжелее и дольше; верхом приедешь скорее, и дорога для лошади мягкая.  Вид все время меняется, дорогу то обступают леса, и она тянется узкой полосой, то расстилается среди широких лугов. Много овечьих отар и лошадиных табунов, много стад крупного рогатого скота: зима их согнала с гор, и животные отъедаются травой на весеннем солнце .
    На вилле есть все, что нужно; содержание ее обходится недорого. Ты входишь в атрий, скромный, но со вкусом устроенный; за ним в форме буквы "D" идут портики, окружающие маленькую милую площадку: в плохую погоду нет убежища лучше - от нее защищают рамы со слюдой, а еще больше нависающая крыша.  Напротив веселый перистиль, а за ним красивый триклиний, выдвинутый вперед к побережью. Когда при юго-западном ветре на море поднимается волнение, то последние волны, разбиваясь, слегка обдают триклиний. У него со всех сторон есть двери и окна такой же величины, как двери: он смотрит как бы на три моря. Оглянувшись, ты через перистиль, портик, площадку, еще через портик и атрий увидишь леса и дальние горы.
    Слева от триклиния, несколько отступив назад, находится большая комната, за ней другая, поменьше; она освещена через одно окно утренним солнцем, через другое - вечерним (вечернее - стоит долго); море от нее дальше, и волны до нее не докатываются.  Угол между стеной этой комнаты и стеной триклиния залит полуденным солнцем; нагретые стены еще увеличивают жару. Тут мои домашние разбивают зимний лагерь: тут у них и гимнасий; здесь никогда не чувствуется ветер, и надвинувшимся тучам надо совсем затянуть ясное небо, чтобы они оттуда ушли.  К этому углу примыкает комната, закругленная в виде абсиды; солнце, двигаясь, заглядывает во все ее окна. В ее стену вделан, как бывает в библиотеках, шкаф, где находятся книги, которые надо не прочесть, но читать и перечитывать.  Спальня рядом - через маленький коридорчик, откуда равномерно в обе стороны поступает здоровое умеренное тепло от нагретого пола и труб. Остальная часть этого крыла предназначена для рабов и отпущенников; большинство комнат так чисто, что там можно принимать гостей.
    По другую сторону находится прекрасно отделанная комната, затем то ли большая спальня, то ли средней величины столовая; в ней очень светло и от солнца и от моря. За ней лежит комната с прихожей, летняя по своей высоте и зимняя по своей недоступности ветру. За стеной (она у них общая) другая комната, тоже с передней.
    Потом баня: просторный фригидарий с двумя бассейнами, которые, круглясь, словно выступают из противоположных стен. Если принять во внимание, что море рядом, то они даже слишком вместительны. Рядом комната для натирания, гипокауст, рядом пропнигий; затем две комнатки, отделанные скорее со вкусом, чем роскошные. Тут же чудесный бассейн с горячей водой, плавая в котором видишь море.  Недалеко площадка для игры в мяч, на которой очень жарко даже на склоне дня. Тут поднимается башня с двумя подвальными помещениями и с двумя помещениями в ней самой, а кроме того есть и столовая с широким видом на море, на уходящее вдаль побережье и прелестные виллы.  Есть и другая башня, а в ней комната, освещаемая солнцем от восхода и до заката; за ней большая кладовая и амбар, а под ним триклиний, куда с разбушевавшегося моря долетает только гул, да и то замирающим отголоском; он смотрит на сад и аллею, идущую вокруг сада.
    Аллея обсажена буксом, а там, где букса нет, розмарином (букс очень хорошо растет под защитой зданий; на ветру, под открытым небом, обрызганный хотя бы издали морской водой, он усыхает);  к аллее с внутренней стороны примыкает тенистая дорога, мягкая даже для босых ног, оставляющих в ней свои отпечатки. В саду много шелковицы и смоковниц; для этих деревьев земля очень хороша; для других хуже. Этим видом из столовой, далекой от моря, наслаждаешься не меньше, чем видом моря. Сзади нее две комнаты, под окнами которых вход в усадьбу и другой сад, по-деревенски обильный.
   Отсюда тянется криптопортик; по величине это почти общественная постройка, с окнами по обеим сторонам; в сторону моря их больше, в сторону сада меньше: по одному на два с противоположной. В ясный безветренный день они открыты все; когда с какой-то стороны задует ветер, их можно спокойно держать открытыми с той, где его нет.  Перед криптопортиком цветник с благоухающими левкоями. Щедрые солнечные лучи, отражаясь от криптопортика, становятся еще горячее: он и удерживает тепло и преграждает дорогу аквилону: насколько нагрета передняя сторона, настолько же противоположная холодна. Ставит он преграду и африку: ударившись об его стены - один об одну, другой о другую - они обессиливают.  Поэтому в нем так приятно зимой, а еще больше летом: тень от него лежит до полудня на цветнике, а после полудня на ближайшей к нему части аллеи и сада; она растет и умаляется вместе с днем: то укорачивается, то удлиняется с той и другой стороны.  В самом криптопортике солнца вовсе не бывает тогда, когда оно, пышащее жаром, стоит над его крышей. К тому же через открытые окна его продувает фавонием: воздух в нем никогда не бывает тяжел и не застаивается.
    За цветником, криптопортиком, садом лежат мои любимые помещения, по-настоящему любимые: я сам их устроил. Тут есть солярий; одной стороной он смотрит на цветник, другой на море, обеими на солнце. Двери спальни обращены к криптопортику, окно к морю.  Напротив из середины стены выдвинута веранда, с большим вкусом устроенная; ее можно прибавлять к спальне и отделять от нее: стоит только выставить рамы со слюдой и отдернуть занавеси или же задернуть их и вставить рамы. Тут стоят кровать и два кресла: в ногах море, за спиной виллы, в головах леса: столько видов - из каждого окошка особый. Рядом спальня, где спишь и отдыхаешь.  Стоит закрыть окна, и туда не долетают ни голоса рабов, ни ропот моря, ни шум бури; не видно блеска молний и даже дневного света. Такая полная отключенность объясняется тем, что между спальней и стеной, обращенной к саду, проходит коридор: все звуки поглощены этим пустым пространством.  К спальне примыкает крошечный гипокауст, который, смотря по надобности, или пропускает тепло через узкий душник, или сохраняет его у себя. К солнцу обращены спальня с передней. Восходящее солнце сразу же попадает сюда и остается и после полудня, падая, правда, косо.  Когда я скрываюсь в этом помещении, мне кажется, что я ушел даже из усадьбы, и очень этому радуюсь, особенно в Сатурналии, когда остальной дом, пользуясь вольностью этих дней, оглашается праздничными криками. Ни я не мешаю моим веселящимся домочадцам, ни они мне в моих занятиях. "

поездки, история, города, фото

Previous post Next post
Up