Архитектура как зеркало отражает своё время. А времена нынче смутные, особенно в России.
Однако общий упадок архитектуры наблюдается по всему миру. И агрессивный хай-тек является характерным маркером кризиса. Не исключаю что весь XXI век будет потерян для мировой архитектуры.
Проектированием первой очереди Шестой (Красносельско-Калининской) линии Петербургской подземки от станции Юго-Западная до станции Каретная занимался Петербургский проектный институт "Ленметрогипротранс".
В 2019 году на рынок проектирования Петербургского метрополитена пришел второй игрок - московский "Метрогипротранс", который взялся проектировать четыре новые станции шестой линии от "Юго-Западной" до "Сосновой поляны". Так же были переосмыслены готовые проекты созданные Ленметрогипротрансом.
Рассмотрим проекты новых станций, сделанные москвичами.
Юго-Западная (проектные названия Улица Маршала Казакова, Казаковская)
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
Путиловская (проектное название Кировский завод-2)
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
Броневая
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
Заставская (проектное название Черниговская, Московские ворота-2)
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
Боровая
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
Каретная (проектное название Обводный канал-2)
проект АО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"
проект АО "Метрогипротранс"
Общее впечатление от итоговых проектов.
Во первых, станции узкие и тесные, с низкими потолками и визуально дешевой отделкой. По сравнению с тем что строили 25-30 лет назад, это шаг назад.
Во вторых, совершенно безликая и примитивная архитектура. По своему убранству новые станции приближаются к американскому и китайскому метро. Но ни в США ни в Китае метро не считается чем то красивым и выдающимся. В Америке метро это клоака, а в Китае и Азии станции неотличимы от коридоров торговых центров.
Теперь эта серость будет и в России. При этом хочу отметить что финишная отделка станций составляет ничтожный процент от общих затрат на строительство. Но именно архитектурное убранство формирует отношение города к людям.