В Брянск из Ленинграда. 1966 г.
Олег Кукушкин. Павловск. Тройная липовая аллея. 1978
Продолжим разговор о литературоцентричности советского общества 60-х годов.
Не осталась чужда поэтическому восприятию современности и Ирина Михайловна Нейман, коммунист, блокадница, технолог Государственного союзного завода № 371 имени Сталина (он же Ленинградский Металлический завод). Ей 49 лет, она давно рассталась с мужем, а сын вырос.
Ленинградский металлический завод
Ирина Михайловна живет в старой части Петербурга, на Петроградской стороне, недалеко от Петропавловской крепости. На Зверинской улице, 31, в знаменитом Египетском доме, она занимает две комнаты 18, 31 и 12,57 кв. м, окнами во двор, в четырёхкомнатной коммунальной квартире на втором этаже, о чём нам сообщает справка из жилконторы, вложенная среди пачки писем.
Доходный дом М. И. Грибкова , 1913 г. Зверинская ул., 31. Подъезд.
У неё завязывается переписка с Владимиром, знакомым с военной поры, живущем ныне в Брянске. Ирина Михайловна пробовала было затеять переписку в стихах, но такая нагрузка оказался Владимиру не по силам.
Я не стал исправлять пунктуацию, но местами чуть изменил членение текста на строки.
Ленинград 14/Х-66
День добрый, коль это день, а если вечер, - добрый вечер Володя!
Лишь только первое моё письмо, а ты уже проиграл «литературное сражение». Зачем же так сразу признавать себя побеждённым.
Меня ты этим огорчил, да и к тому же
На длинное моё письмо ответа
долго не писал, потом решил
послать, но в нём опять одно признанье.
Ты хочешь убедить меня, что я
желанна, что образ мой стоит
перед тобой и каждая строка
в письме моём созвучна с красотой,
царившей на земле. Но если пишешь
ты письмо любимой, то почему так
беден слог? Слова идущие от сердца
красивей нет их
искренность мила
изысканности слов искать не надо,
ты говори со мною так, как будто
рядом я с тобою, хотя живёшь
ты лишь мечтою
увидеться когда-нибудь со мною.
Пройдёт так много дней,
что трудно даже счесть и вновь быть может
встретимся мы снова,
но может и не быть желанной встречи.
Костёр пылал,
потом погасло пламя, остались
тлевшие угли, потом погасли и они.
Подобно этому горенью
воспламенятся любовь и гаснет если нету дуновенья
и некому её согреть. А время долгое, -
пройдёт начавшаяся осень, наступит
лютая зима, на смену ей придёт весна -
пора любви очарованья,
потом наступит жаркая пора.
Быть может вот тогда появится желание,
а с ним придёт пора для тайного свидания.
Ты говоришь, что мои письма будут доставлять тебе удовольствие. Верю приятно получать тёплые, ласковые письма, в которых кроме всего этого затронут кусочек жизни (нрзб) человека, который волею судеб вошёл в твою жизнь. Вот я хотела бы и переписки, в кот. (нрзб) написал: что делал, о чём думал, что волнует и радует тебя? Хочу я знать о тебе больше чем я знаю.
Мы не имеем возможности встречаться, единственная форма общения - письма, и чем они короче, тем меньше человек находится мысленно с тем, кому пишет. Ну а вторая возможность - это разговоры по телефону. Если ты когда-нибудь захочешь воспользоваться второй возможностью, ты можешь позвонить мне домой вечером.
Как я тебе писала, в прошлое воскресенье у нас стояла чудесная солнечная погода, и я с приятельницей отправилась в Павловск на лоно природы. Нет слов, которые могли бы выразить великолепие одного из пригородов Л-да. Это чудесный парк. На больших его массивах стоят стройные с золотыми кронами берёзки, а стволы у них как будто одеты в горностай. Ещё совсем зелёные сосны, пихта и ель своими пушистыми ветвями они заботливо прикрывают оголённые ветки дуба, клёна и др. деревьев. Ярко жёлтые листья покрыли земляные просторы толстым мягким ковром, и только шелест листьев под ногами говорит о естестве этого чудесного покрова. В прудах стоит зеркальная гладь, в которой отражаются деревья, плавают опавшие листья, да зелёные водоросли на поверхности создают картину застывшей природы.
Олег Кукушкин. Павловск. 1976
Журчащий поток реки Славянки так стремителен в своём течении, как будто спешит унести свои холодные воды в тёплые края.
Пять часов я ходила, любуясь красотой природы, вспоминала и думала о тебе, как жаль, что нет тебя рядом.
Вечером была в кино, смотрела картину «Приключения учительницы». Если ты не смотрел советую посмотреть эту комедию.
Приключения учительницы (фин. Opettajatar seikkailee) - финская комедия 1960 года
Володя, ты пишешь, что у вас +20, 23°, а у нас t 1°, а ночью бывает и -2°. Несколько дней тому назад шёл робкий снежок, слишком рано его появление, видно заблудился и выпал не там, где ему положено в данное время быть.
Даже осенью, несмотря на свинцовое небо, Л-д великолепен, жаль, что у нас мало солнечных дней, а я так люблю солнышко, и оно мне отвечает взаимностью. Ленинградцы стараются в хорошую погоду выезжать за город, у нас слишком много исторических красивых мест, приезжай Володичка в Л-де я буду твоим гидом, тебе понравится наш северный город и как знать может он тебе полюбится так же как любим мы его.
Ленинград. Площадь Искусств. 1966 г.
Вся эта неделя прошла в напряжённой работе, даже не заметила, как опять суббота. Я одна дома, тепло и дождь, даже не хочется никуда идти, вот и решила написать тебе письмо, а то может получиться так, что на неделе будет некогда. Вот видишь, я опять написала тебе большое письмо, но не спешу его закончить, хотя уже поздно 23.30 и пора спать. Не прошу у тебя извинения и не называю это болтовнёй, как заключил ты в конце своего письма «извини милая разболтался».
29/Х мой день рождения и мне будет приятно получить от тебя поздравление. Так как ты не сможешь быть в числе моих гостей, то можешь дома мысленно поднять бокал и выпить за моё здоровье и за всё то чего ты хочешь мне пожелать. Спокойной ночи. Не ленись пиши мне и помни обо мне.
И.
К сожалению, красивая литературная игра закончилась, так и не начавшись. Бедный Владимир безоружен перед такой лавиной текста и сразу простодушно сдаётся:
«Ты моя поэтесса, ты мой кумир! Не угнаться мне за тобой, Иринка; в направленности, красоте, ясности выражений твоего письма, а поэтому я готов признать свою слабую подготовку в этом вопросе».
Думается, что он всё же расслышал главное: крик одинокой души среди всех эпитетов и сравнений: «Приезжай Володичка!»
Позволим себе всё же в завершение темы короткую ремарку по поводу спонтанного творчества Ирины Михайловны.
Прозаическая часть её текста , хоть и несвободная от некоторых шероховатостей стиля, со спокойным лиризмом и яркой образностью, следует скорее классической литературной традиции описаний русской природы.
А вот нестрофическая поэзия Ирины Михайловны более оригинальна.
изысканности слов искать не надо,
ты говори со мною так, как будто
рядом я с тобою
Она вызывает в памяти более известные многостраничные графоманские монологи-диалоги Иосифа Бродского, написанные примерно в то же время, тем самым подтверждая существование специфической ленинградской культурной парадигмы*:
«...Скажи мне, Горчаков,
а что вам, ленинградцам, часто снится?»
«Да как когда… Концерты, лес смычков.
Проспекты, переулки. Просто лица.
(Сны состоят как будто из клочков.)
Нева, мосты. А иногда - страница,
и я ее читаю без очков!
(Их отбирает перед сном сестрица.)»
(Поэма «Горбунов и Горчаков». Начата в 1965 и завершена в 1968).
При этом один автор назвал себя поэтом и потребовал от государства признать его в этом исключительном качестве, а другая просто в понедельник утром отправится на работу на завод.
Но для уникального культурного контекста 60-х гг. такая разница трудовых биографий- несущественна, само время культивирует непосредственность и естественность чувств и эмоций.
*В науке и философии парадигма означает определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения. Культурная парадигма означает синхронную культурную целостность и специфическую стилевую определенность