Leave a comment

jlm_taurus May 25 2022, 19:11:20 UTC
Учеников школ в далекие 50-е годы привлекали уже в младших классах. Уже со второго по четвертый класс, у нас отбирали портфели после уроков, запирали в учительской на замок, выстраивали в шеренгу и вели к ближайшему полю собирать хлопок. Работали часа два, вываливали все в общую кучу и затемно возвращались домой. В советское время, это называлось «трудовое воспитание по Макаренко». Но мы не были преступниками. Я согласен, производительный труд в школе является хорошим средством обучения и воспитания, но не в такой же уродливой форме!

С пятого по седьмой классы, детей возили на сбор хлопка ежедневно в течении полтора-двух месяцев. Везли на открытых машинах, битком забитых детворой. Вечером после работы, подвозили домой к школе. Родители собирали нам на обед - «шахтерский тормозок». На полевом стане, хирмане, был только чай. Вред такого трудового воспитания оцените сами. Но это еще не все. В декабре - январе месяцах, в спортзал школы завозили курак (не созревшие коробочки хлопка) и после уроков, школьников заставляли его очищать, т.е. отделять оболочку от волокон. Получалось месиво из мокрых волокон, никуда не пригодных для использования, но зато республика выполняла план по сдаче государству хлопка-сырца.

Однако, тематика патриотизма, выращивания республикой «белого золота» присутствовала всегда - даже на уроках таджикского языка мы разучивали стихотворение Абулькасыма Лахути «Пахта, пахта чон пахта» Старшие классы отправляли на хлопок с ночевкой. Вывозили в колхозы, где школьников размещали иногда даже в помещениях для скота. На пол стелили солому, на нее мы клали свою постель (матрац и старенькое одеяло). Целый день работали в поле, несмотря на погоду. Кормили три раза в день. На завтрак давали три кусочка сахара, на обед и ужин готовили какую то баланду, хуже чем для заключенных.

Света в «казарме», так мы называли эти сараи, не было. Для освещения учителя зажигали фонарь «летучая мышь». Чем занимались в это время? Конечно, играли в карты, рассказывали анекдоты про Пушкина, или просто говорили про девчонок. В шестидесятые годы, условия проживания школьников в колхозах улучшились. Стали размещать в помещения с деревянными полами, кое-где уже было электрическое освещение, стали платить копейки за собранный урожай, отвозили и привозили в автобусах. Как не крути, это был не производительный, а рабский труд, не помощь государству, и тем более, не средство воспитания.

Reply

silentlana May 26 2022, 01:21:57 UTC
Хлопок да, помогали собирать дети. Известный факт, не спорю. А вот детали и прочий антураж - это еще вопрос. Кто-то что-то написал - так на заборе тоже пишут, бумага все стерпит, а клавиатура тем более. Историю по мемуарам не учат, документы нужны, статистика и проч.
Но - даже если так. Работали совсем не круглый год. При этом их учили, лечили, всесторонне развивали в кружках и секциях - все бесплатно. У каждого была возможность получить высшее образование - бесплатно. Не было нужды наниматься в работники, в проститутки или милостыню просить, как в РИ.
Где работали практически все дети простолюдинов с малолетства (кроме барчуков, которых, напомню, был 1% (ОДИН процент), вы, надо думать, как раз их потомок, ну и дети попов-купцов и части мещан). Но простолюдины почему-то не писали мемуаров.
И по хозяйству, особенно крестьянские дети, которых было абсолютное большинство



И по найму - детский труд в РИ был поистине рабским. Про фабричных малолеток уже писала



Но были еще дети в прислуге.
Есть такой самый страшный, жуткий рассказ в русской литературе - «Спать хочется». Тоска, безнадега, мрак… Но кто ж сейчас русскую классику, всяких там Ванек Жуковых читает…

Из документов и статистики:
в металлообработке на каждую тысячу рабочих приходилось 11 детей 12-15 лет обоего пола, в обработке питательных веществ - 14, в обработке бумаги - 58, минеральных веществ - 63, на фруктовых, виноградных, водочных заводах - 40, на табачных фабриках - 69, спичечных - 141 Также детский труд использовался в обработке дерева, животных продуктов, химических и волокнистых веществ, на нефтеперерабатывающих, винокуренных, пивоваренных, свеклосахарных и водочных заводах.
Промышленники пытались заменить мужской труд женским или детским, где это возможно. Например, с 1895 по 1904 наблюдался существенный рост доли труда детей на спичечных фабриках и пивоваренных заводах. Если в 1895 г. на каждую тысячу рабочих на спичечных фабриках приходилось 105 детей, то в 1901 г. их уже было 141. Причем труд девочек стал постепенно вытеснять труд мальчиков как более дешевый. Увеличение доли детского труда в производстве происходило с ведома государственной власти и при ее непосредственной поддержке.
«в Москве и Моск. губернии было немало промышленных предприятий с «дурным санитарным положением, массою больных лиц, с печатью вредного влияния производства на них, как, например, на спичечных фабриках, где макальщики фосфора, иногда молодые здоровые люди, - без признаков зубов и т.п.». В этих условиях работали и дети. Например, на спичечной фабрике Кухтериных детей вынуждали работать, вопреки действующему законодательству, по 12-14 часов в день, а штрафы за некачественную работу доходили до 1 рубля.

Из каждой 1000 рабочих было детей:
На табачных фабриках: в 1895г. - 91 чел., в 1904г. - 69 чел.
На спичечных фабриках: в 1895г. - 105 чел., в 1904г. - 141 чел.
На пивоваренных заводах: в 1895г. - 4 чел., в 1904г. - 14 чел.

Про подмастерьев и прочих учеников, где не столько учили, сколько эксплуатировали, и говорить нечего, настолько много их было. На севере России была даже игра «Котя, котя, продай дитя» - игра в продажу детей для работы на рудниках.
Яркое, счастливое русское детство,



которое мы потеряли в СССР




А Макаренко так-то не был полностью оригинальным


Но в мире считается одним из величайших педагогов 20 века. Японцы вон его очень уважают, но, конечно, не в РФ.

Reply


Leave a comment

Up