Брестская крепость: пафос и запустение

Aug 19, 2014 01:57

Съездили в Брест и в Варшаву.

В Бресте, естественно, посмотрели Крепость и 5-й форт.

От Крепости двоякое впечатление, и скорее мрачное. Не из-за исторической подоплеки, а из-за особенностей нашего отношения к своей истории, которое проявляется здесь особенно ярко. С одной стороны - прекрасный музей с красиво и умно построенной экспозицией. С другой стороны - пафосно-официозный мемориал и запустение, которое начинается сразу за ним.

В музее с придыханием рассказывают о подвиге майора Гаврилова и его бойцов - защитников Восточного форта крепости. Они держались дольше всех. Организованная оборона крепости закончилась именно в Восточном форте. Но экскурсии в Восточный форт не водят. Мы с сыном дошли до него и поняли почему: на место последнего боя защитников крепости администрации комплекса плевать. Легендарная "подкова", которую на немецких фотографиях можно увидеть в кольце огня, тихо зарастает некошеной травой и крапивой в рост человека и разрушается. В казематах центрального двора, где бойцы Гаврилова схватывались врукопашную с штурмовыми группами 45-го немецкого полка, кто-то обустроил скромный гаражик. Казематы внутреннего кольца казарм заросли бурьяном. Корни деревьев на валу прорастают в трещины кирпичной кладки. Что самое печальное, к Восточному форту, как и к другим историческим зданиям крепости, прикладывали свои кривые ручонки белорусские "реставраторы": кое-где историческая кладка зачем-то варварски залатана дешевым современным кирпичом. О современных способах консервации кирпичной кладки здесь, похоже, не слышали: половина крепостных зданий в Цитадели измазюкана краской разных оттенков "под кирпичик".

Так и бродили мы по осыпающимся казематам... Продирались через заросли девственной крапивы. Между корнями деревца на валу вдруг нашли черный глаз полузасыпанной амбразуры, из которой тянуло холодом. Под стрекот кузнечиков сидели на заросшей травой вершине кольцевой казармы.  Наверное, это лучший способ приобщиться к истории - без суеты, без толп экскурсантов. Жаль только, что исклеванные пулями кирпичи - последние свидетели того, другого лета, крошатся и превращаются в пыль.

А в километре от нас девушки-экскурсоводы рассказывали посетителям, сколько листов титана ушло на стометровый штык в центре крепости и сколько кубов бетона содержится в серой горе монумента. О конкретных событиях говорят мало: фамилии, эпизоды боя за крепость приходится буквально вытаскивать из экскурсовода, задавая наводящие вопросы:
- А что это там за маленькое укрепление?
- Ну, это бывший склад.
- Кажется, с ним была связана какая-то драматическая история?
- Ну... Да, рядом с ним погибли семьи офицеров.

...Рядом с бывшим складом, заботливо выкрашенным все той же серой красочкой, что и монументы (исторически он был белым, но экономия, ептыть! Хуле разную краску покупать?) действительно погибли люди. Семьи офицеров хотели укрыться в складе от обстрела, но не смогли сломать замок. После нескольких попаданий люди были переранены или убиты. Среди раненых был лейтенант Бобко со своим сыном Аликом. Немецкая штурмовая группа забросала укрепление гранатами. Чтобы спасти сына, лейтенант накрыл собой брошенную гранату. Мальчик, раненый в обе ноги, долго лежал рядом с трупом отца, пока его не спас проходивший мимо немецкий солдат.

Что мешает повесить табличку, фотографии Алика Бобкова и его отца, рассказать о маленьком эпизоде, который случился здесь, именно под этим козырьком, где сейчас висит электрошкаф и сваливает ящики кафе "Цитадель". Ничего не мешает. Но этого не делают. Проще рассказать про гигантский мудовый плац в центре Цитадели, где возлагают венки официальные делегации и Олексан Рыгорыч Лукашенко лично.

Смесь холуйского официоза и хамского пренебрежения еще оставшимися памятниками прошлого - вот какое ощущение осталось у меня после посещения Крепости.

И в то же время - да, вот они, те самые казематы, про которые писал Смирнов в своей книге. Ребенком я знал ее почти наизусть...







Previous post Next post
Up