"Против всех возвратов в живописи. Футуристический манифест", - так был озаглавлен текст, вышедший 11 января 1920 в качестве листовки и подписанный Марио Сирони, Леонардо Дудревиллем и Акилле Фуни. Несмотря на название, текст к поэтике футуризма имел отношение весьма поверхностное и формулировал те идеи, которые затем будет развивать созданное двумя годами позже движение "Novecento", а именно - переосмысление классической и средиземноморской художественной традиции и интеграция ее в современный на тот момент художественный процесс, - идеи, созвучные общеевропейскому rapelle a l'ordre. Однако работы Фуни, на мой взгляд, говорят о том, что этот художник ни к традиции, ни к классике не возвращался, так как никогда от них не уходил. Как можно уйти от того, что составляет на генетическом уровне твое творческое "я", своего рода образ художественного мышления? Иначе, чтобы заставляло Фуни подписывать свои работы в ХХ (!) веке "Achille Funi. Ferrarese"?
Мне хотелось здесь представить художника от "А" до "Я", от его первого слова до последнего. Показать, что и "мэйн-стрим" (каким был футуризм в 1910-е) и госзаказ (чем были монументальные работы в 1930-е) могут служить поводом для эксперимента и развития, а никак не определять творческую личность.
Работы Акилле Фуни:
А. Фуни. Маринетти. Сладострастие - скорость. 1914-1920. Фанера, масло, коллаж. 43,5х32,7
Хроматические ритмы. 1914. Холст, масло. 100х144
Семья за столом. 1915. Бумага, смеш.техника. 67х89
Ева. 1924. Холст, масло. 80х65
Конусы и сфера. 1920. Холст, масло. 60х50
Автопортрет на берегу моря. 1918. Холст, масло. 100х70
Натюрморт с кувшином. 1921. Холст, масло. 45,7х48,3
Женская голова (Сестра). 1922. Картон, масло. 51х48
Купальщица. 1928. Холст, масло. 90х75
Пейзаж. 1928. Холст, масло. 58х63,5
Сидящая женщина. 1930. Бумага, уголь, белила. 175х112
Женщина с рыбой (Дочь рыбака). 1930. Холст, масло. 91,5х75
Рим. 1930. Холст, масло. 72х82
Дома в Милане. 1933. Холст, масло. 62х75
Возвращение одежд Святого Франциска его отцу. Подготовительный картон к росписи церкви Сятого Франциск в Триполи. 1935-1936. Картон, пастель. 210х150
Подготовительный картон к росписи "Мифы Феррары" зала в Palazzo della Consulta в Ферраре. 1936. Картон, пастель, уголь. 170х151,5
В мастерской. 1942. Холст, масло. 179х125,3
Натюрморт с бутылкой вина. 1957. Холст, масло