Оттаяли мухи. И я тоже вышел на солнышко прогуляться.
[Spoiler (click to open)]Первым на траектории моего движения попался дом, в котором больше ста лет назад жил правнук внебрачного сына Гёте по имени Василий Трейтер. Товарищ он был скромный, о родстве своём не очень распространялся. Работал врачом, преподавал, а в промежутке успел пару недель побыть руководителем всей Вятской губернии в должности комиссара Временного правительства. В аккурат перед приходом большевиков. Понятно, что на свободе такого человека оставлять было нельзя, но и посадить было не за что - хотели расстрелять, но решили отправить преподавать в свеженький Вятский педагогический институт.
Дом этот простоял заброшенным несколько лет, даже успел в мою подборочку особо тоскливых точек города попасть. Оказалось, есть шанс, есть возможность выбраться даже из неё!
Следующее историческое здание примерно такого же масштаба. Сейчас симпатичная лавочка окологородского агрокомплекса, который в моей юности звался исключительно свинокомплексом и жутко на всю округу вонял. Домик с тех же времен помню. Раньше в нем была керосиновая лавка. Естественно её лучших лет я не застал, но помню, что приезжал сюда за керосином уже даже на своей машине. То ли я такой древний, то ли её и правда не так давно закрыли?
Продавали в ней за обитым металлом прилавком только керосин на разлив. Да что-то типа уайт-спирита в поллитровых бутылках на полках стояло. И всё. А, не, вру. Ещё какие-то небольшие железяки для примусов под стеклом лежали. Запах керосина уже на улице стоял, а в самой лавке было ощущение, что керосином залито примерно всё. Соседние дома тогда под стать этой лавочке были - неказистые, старые, одноэтажные. Райончик этот мы называли "за Хлыновкой" - от "города" он отделен речкой с таким названием. А сейчас вон чо. Да и вместо керосина водкой и колбасой торгуют...
Прошел метров триста, только-только мостик через Хлыновку кончился - глядь, опять знакомое. Отсюда всего квартал до дома моего детства, до дома, где я жил с 6 лет до 6-ого класса. Эта белая двухэтажка в те годы ровно так же выглядела снаружи, хоть и была ещё жилая. Не знаю, общага там какая-то была или что другое, только близко к ней мы не подходили. Она так и стояла посреди пустыря, чуть вдалеке от тротуаров, с протоптанной прямо по земле дорожкой к подъезду. Никого нашего возраста или младше из этого дома мы не знали и не видели здесь никогда. Даже для нас от него несло только пьянкой и неустроенной взрослой жизнью.
Железка. Ветка между базами от вокзала к МДК на берегу реки. Несколько раз в день по ней гоняли составчики из пяти-семи вагонов. Лет в 8-9 мы бегали на неё подкладывать всякую фигню на рельсы. Монеты очень редко, чаще гвоздь или что-то из проволоки скрутишь и смотришь что выйдет под прессом из рельса и железного колеса. Тогда я первый раз подумал, что получаю эксклюзивный ресурс, которым было бы неплохо торгануть в школе. Кто ещё из одноклассников умеет сабельки из алюминиевой проволоки под колесами тепловоза делать?
Кстати, и машинистам тепловоза развлечение - пустыми бутылками в пацанов швыряться. Не единственная это опасность была, кстати. Мы тусовались не здесь, метров на четыреста вглубь - там узкая тропинка была, связывавшая параллельные железке улицы. Взрослые очень редко по ней ходили, а мы опасались от тропки в стороны по железке отходить. Боялись нарваться на более старших оболтусов, которые ради развлечения побить или отнять что могли. Были случаи. Поэтому если шли сюда, всё "ценное" дома или у себя во дворе оставляли. Но даже так железка манила.
Хватит ностальгии по детству. Нате нынешнюю современность. Вторые выходные уже работает наш местный променад выходного дня. Гуляющих, на моё удивление, много больше, чем в прошлом году. Да и палаток прибавилось.
Работает идея губера про развитие местного туризма! И правда ломится народ из других районов города в забытый по выходным исторический центр! Правда, купить в ларечках все равно нечего - неприглядные сувениры, да бесполезные сладости. Разве что полезная польза для местной кулинарии - если раньше по выходным продавцы скучали у пустых прилавков, теперь прилавки полные - не боятся тётеньки готовить свои вкусности, гуляющих голодающих море!