Времена

Jun 14, 2017 10:10

      Когда деревья были зеленее, воздух прозрачнее, а мне было далеко не 65 лет, я часто посещал краеведческий музей, не столько из-за выставочных витрин, сколько из желания встретится с главным хранителем фондов музея Фокиным Александром Дмитриевичем,  чутким, легким в общении и эрудированным  человеком.  В октябре этого года ему исполняется 120 лет со дня рождения.
         Старейший ботаник-краевед, всю свою жизнь посвятивший изучению флоры  Кировской области. Участник великой отечественной войны с мая 1942 по 1945 г., награжден 4 медалями - краткая выдержка из рубрики «Выдающиеся исследователи Кировской области», указателя литературы изданного Областной библиотекой им. А.И. Герцена в 1973 г.
         Описывая в «Вятских записках» встречу с Фокиным в 1921 г писатель, Всеволод Лебедев отмечает активное участие подростков  в исследованиях проводимых Фокиным. Юное окружение у Фокина было всегда, вспоминает и  А.М. Устюгов в статье Кировской Правды рассказывающей о А.Д. Фокине.
         Разновозрастная молодежь, приходящая в музей к Александру Дмитриевичу, не только была объединена в какой-то  кружек, это были подростки, юноши приходящие в музей в свободное время объединенные желанием исследователей. Кто интересовался ботаникой, принимал участие в разборе гербариев, кто-то приводил в порядок коллекции насекомых, или монет. Первые мои экспедиции по области  проходили так же при поддержке Александра Дмитриевича. 
         Естественно разговоры были не только о предмете своих увлечений, но и жизни,  мироустройстве. Мне запомнилась фраза сказанная Александром Дмитриевичем в разговоре о преимуществе политического устройства нашей страны и запада  «Социализм прекрасная штука, но дуракам  досталась».
                     В прошедшей Социалистической эпохе мне не все нравилось, но она была стабильна и была вера  в ее улучшение, что не скажешь о сегодняшнем периоде, который  до сих пор не имеет четкого определения.
          В детстве мне довелось заниматься в технических кружках, ходил в  бассейн,  занимался в секции классической борьбы. Закончил техникум в г. Киеве, затем университет в г. Пермь и все бесплатно.   В начале 80-х, в свободное от основной работы время, мне дали возможность при станции юных туристов, вести кружек любителей природы. С детьми  мы посетили две пещеры на Урале. Искали окаменелую древесину в Верхнекамской районе, посещали известные памятники природы области, и даже занимались  кладоискательством.
         До мест исследований в те времена мы добирались на самолетах АН-2. Я обращал внимание детей,  на низкую стоимость таких перелетов, что- то не более  полтора рубля билет на самолет был дороже, чем на автобус.  Возможно, это скоро закончится и вы, повзрослев, будете летать по другой стоимости. Оказался прав.  Вскоре  выросли не только цены на воздушные перелеты, но  исчезли сами эти уникальные региональные «аэробусы».  Исчез в области и речной транспорт, который позволял не только добраться до места исследований, но и увидеть с воды прекрасные пейзажи, которые приводили в восторг и отличников и двоечников.
          В стране с самой обширной речной сетью нет речного транспорта. Его отсутствие,  не только привело к исчезновению деревень на берегах рек, но исчез и контроль за русловым процессом. А уменьшение продольного русла реки, как известно, способствует более высокому уровню весеннего паводка, приводящего как правило, к техногенным катастрофам.
         Войдя в новую экономическую формацию, все чаще звучит термин «рентабельность», но с каким-то краткосрочным пониманием его значения. В силу своей профессии я объездил практически всю область. Каждый год входа в новую экономическую формацию в районных центрах исчезали предприятия дающие людям возможность работать и чувствовать  себя уверенным в завтрашнем дне. Даже птицефабрики и молокозаводы, которые были почти, что в каждом районном центре исчезли. Стабильный кусок хлеба на сегодняшний день в большинстве районных центров зарабатывают только продавцы и служащие. Единицы районных центров которые еще сохранили, как говорят, градообразующее предприятия, дают уверенность людям в завтрашний день.
         С исчезновением предприятий, часто искусственно или специально обанкроченных сокращается и численность населения. Даже такой перспективный в Советский период районный центр как г. Яранск, в наши дни стал неперспективный и за 18 последних лет численность населения в городе уменьшилось на 5 тыс. чел., с  21,5 тыс. до 16 тыс.
         В последнее время в областных СМИ часто обсуждалась рентабельность общественного транспорта. Решается этот вопрос достаточно консервативно, поднимая плату за проезд и сокращая число льготников. Сокращенные рейсы моментально замещаются частным извозом. Но если происходит замена общественного транспорта частником, следовательно, в извозах есть выгода.
В статье «Не наездишься» (Агументы и факты № 3, 2017 г) снижение пассажиропотока объясняется ростом количества личного автотранспорта и таксистов. Выводы частично от лукавого, так как в статье приведена статистика Кировстата, которая показывает, что с 2010 г. по 2014 г.  отмечалось  увеличение пассажиропотока до 13119 человек. Таксисты действительно активизировались и представляют серьезную конкуренцию  централизованному перевозчику. На автостанциях междугородных перевозок таксисты (частники) предлагают свои услуги активнее автотранспортников, буквально оттаскивая за руку  пассажиров от касс.
Многие помнят, как в девяностые годы из-за дисбаланса зарплаты и стоимости цен на общественный транспорт, вагоны электричек ходили на половину пустые. С улучшением финансового состояния граждан их наполняемость увеличивалась, в прочем, как и на остальном общественном транспорте. Но за время выравнивания дисбаланса, длина состава электричек стала короче, как и расписание их движения, часто без учета интересов пассажиров. Сократилось число и автобусных рейсов.
Учитывая просторы нашей родины и разрушенное производство, снижение междугородных перевозок, на мой взгляд, антисоциально. В удаленных населенных пунктах Кировской области, сегодне люди как в древние времена живут натуральным хозяйством и связь с районными центрами при таком экономическом укладе просто необходима.
Недавно оказавшись в Фаленском районе, был поражен пустующей деревней Медвежена. Порядка сотни домов, часть из которых выполнена в кирпичном исполнении (что указывает на когда-то существовавший здесь высокий социальный уровень) пустые. В деревне никто не живет, нет даже  дачников. 
В наши дни, когда президент одобрил  бесплатную выдачу земли на Дальнем Востоке для их освоения, понимая, что освоение территории имеет не только социальное, но и стратегическое значение. Может и нашей областной администрации поддержать президента и обратить внимание на бедственное положение населенных пунктов в сельской местности, не заниматься сомнительной экономией укрупняя сельские поселения, а уделить внимание дорогам и  транспортному сообщению деревень с районными центрами, чтобы прекратить их исчезновение.

Гидрогеолог, эксперт "Хранители Вятки"
Анатолий Васильевич Русских



хранителивятки, русских, село, экология, фокин, дороги, общественный транспорт, краеведение

Previous post Next post
Up