Хронотопное

Nov 20, 2018 11:09

Нашел у покойного Тафта цитату на тему того, что христианская литургия, вплоть до ее окончательного сложения, не вписывалась в модерную дихотомию приходского/номадического участия.

По Типикону Св. Софии X века видно, что литургия Нового Рима, подобно литургии Рима древнего, была по своему характеру в высшей степени стациональной. Во многие дни церковного календаря литургия служилась не где угодно, а в специально назначенной церкви. Эта церковь была «местом» (лат. statio) данного дня (праздника), и по значительным праздникам народ вместе с духовенством собирался в какой-то другой церкви и торжественно шествовал в стациональную церковь, где должна была совершаться литургия.

В наши дни этот феномен сохранился в виде престольных праздников. Конечно, костяк богомольцев, мотающихся в этой связи по храмам города, думаю весьма ограничен. Более того, среди этих «празднолюбцев» (упоминающихся ещё службами мучеников) даже есть специфическая страта, воспетая Веркой Сердючкой в миниатюре «Похороны». Они под шумок пробираются в трапезную, где ховаются на задних рядах и ведут себя как ни в чём не бывало, и только после банкета выясняется, что никто не понял, чьи вообще это знакомые.

Интересна получающаяся в результате система координат, где помимо темпоральной оси, по которой перемещается сакральная точка праздника, есть еще и пространственная ось, по которой сакральность перемещается в зависимости от времени, и получается функция, или хронотоп (прости Господи). В конце концов, не сидим же мы дома («на приходе»), когда у кого-то дорогого нам день рождения, а идем к нему в гости, чтобы актуализировать связь дарообменом. Престольный праздник - день рождения святого для вечной жизни. А если святой является связующим звеном между тобой и значимым Другим, запросто отправишься поздравлять его не только на другой конец города, но и за сотни километров. Соответственно, престольный праздник становится своего рода вечером воспоминаний, «встречей выпускников» - бывших и нынешних сотрудников, духовных чад прихода и просто людей, чувствующих со святым именинником (а через него - друг с другом) особую связь.

Церковь, этнография

Previous post Next post
Up