Всем известны проблемы соцопросов на тему религии, которые обычно мало что говорят о численности конфессий, но зато очень красноречиво - о способах подсчета и режимах принадлежности. В этом отношении может быть интересна совершенно техническая (и потому неумолимая) статистика скачиваний приложений религиозного назначения на ОС Андроид с сервиса Google Play. Разумеется, выборка будет весьма специфическая, поскольку не у всех есть смартфоны и не у всех на них Андроид. Наконец, приводится число скачиваний лишь самого популярного русскоязычного приложения в категории.
Допустим, некий литургический специалист (возрастом 15-40 лет) пользуется двумя приложениями - Православным календарем с тропарями и житиями, и Богослужебными указаниями со ссылками на чтения дня для диаконов и чтецов, на изменяемые песнопения для хора, с литургическими инструкциями экстраординарных служб - для всех. И для личного пользования - молитвословом.
- Православные календари - до 500 тыс. скачиваний. Преобладание календарей по-видимому подтверждает тезис о «праздничном» режиме участия большинства русскоязычных православных. В пользу этого говорит и популярность гугл-запросов типа «именины имярек в текущем году», «когда такой-то православный праздник в текущем году» - представление о всех православных праздниках, как о переходящих.
- Молитвословы - до 100 тыс. «Эмическое» представление Церкви о принадлежности считает главным критерием участие в таинстве Евхаристии, которое подразумевает чтение пространного молитвенного правила. Установка его на смартфон позволяет предаваться благочестивым упражнениям в любом месте и в любое время. По-видимому, соотношение захожан и прихожан как 5 к 1 (календари vs. молитвословы) примерно соответствует действительности.
- Богослужебные указания - 50 тыс. Неофициальная электронная версия ежегодника издательства МП. Количество скачиваний примерно соответствует числу священнослужителей РПЦ (40 тыс.) - минус старцы, плюс певчие и алтарники. Скачиваний всего в два раза меньше, чем у Молитвословов, что можно интерпретировать двояко - либо прихожан всего в два раза больше литургических специалистов (см. возможные причины этой тенденции), либо средний возраст последних существенно ниже прихожан (скорее всего и то, и другое). Впрочем, Молитвословов много, а Богослужебные указания всего одни, поэтому сравнение не вполне правомерно.
К сожалению, численность членов неисторических Церквей трудноопределима, поскольку скачивать они будут в основном Библию (до 500 тыс. скачиваний), как и православные с католиками. Исключение составляет разве что русская версия специфического Перевода нового мира свидетелей Иеговы - 10 тыс. скачиваний.
Ислам (не специалист, поэтому впечатление обывателя)
Время намаза - до 1 млн.
Приложение объединяет в себе время намаза, тексты Корана и киблу - направление на Мекку. Популярность приложения обусловлена жесткой временной и пространственной привязкой молитвенного правила в исламе: оно привязано не к гражданскому/биологическому времени, а к движению солнца, не к условному «востоку», а к Мекке. Число скачиваний может говорить о том, что постсоветский ислам довольно молодой (демографический «молодёжный навес») и преимущественно русскоговорящий. Массовость можно связать, кроме того, со слабой урбанизацией и, соответственно, секуляризацией мусульманских регионов. Кроме того, для трудовой диаспоры, находящейся вдали от мечетей и родных сообществ, само наличие этого приложения на телефоне может быть элементом идентичности в чужеродной среде, пусть даже оно и используется не по назначению, а только как календарь праздников. В конце концов, в отличие от православия, режим праздничного участия (столь пугающие городского обывателя флешмобы мигрантов на Ураза-байрам и Курбан-байрам) в исламе является как раз каноничным.
Кришнаизм
Вайшнавский календарь - 10 тыс.
Календарь в кришнаизме (лунный) не менее важен, чем в других книжных религиях Старого света. В коммеморативном плане важны праздники. Не так строго, как в исламе, но настойчиво рецитация имени Бога (джапа) привязана к движению солнца, а именно - к благоприятному для духовных практик предрассветному периоду (арунодая, ср. фаджр). Крайне важны дни поста на зернобобовые - экадаши (11 день каждой половины месяца), заслуги от которого в вайшнавских пуранах расписываются с восточной гиперболизированностью. Точное время входа и выхода из поста также принципиально важно.
Незначительно количество скачиваний иудаистских (до 10 тыс.) и буддийских (до 5 тыс.) приложений.