"Наш ответ Чемберлену" :) на вот этот комментарий:
community.livejournal.com/slav_drevnosti/55981.html Так ведь было бы крайне странно, если бы у южных славян был
Волос. Это звучит так же безграмотно, как Велес у западных славян. Некоторые
товарищи, увлекаясь своими мифологическими изысканиями, напрочь забывают о
законах языка. Забывают, что восточнославянскому полногласию (-оло-, -оро-) соответствует южно- и
западнославянское неполногласие (у нас голос
- у них глас, у нас ворон - у них вран, и, раз уж пошёл такой разговор :), почему бы не - у нас Волос, а у них Влас?). Или что, теонимы - это святое, на них действие законов
языка не распространяется? :)
Проблема с топонимами в том, что волос - это ведь не только топоним, но и ооочень распространённое
слово. Хочу в этой связи привести пример из ранней личной практики :) Немного
севернее родных мест моей бабушки по матери, на Верхней Вятке, есть река Волосница,
приток Вятки. Прочитав иваново-топоровскую книжку, я крайне воодушевился и уже
было подумал, что обнаружил в такой чудской глуши остатки культа Волоса. Что
мол водяной он ведь волосатик, а есть ишшо и конский волос, ну надо же - думаю
:) Вот ведь какая речка. А один из вариантов - Волошница! Ну всё, думаю, тут
явно волхвы, явно с волшебством что-то связано :D И знаете, каково было моё
разочарование, когда я узнал, что название реки - от волока!!! :)))) Это ж ясно
- там верховские вятско-камские волоки, с древности немаловажный торговый путь.
Вот ведь ёлки-палки думаю :) Вот так вот. А какая бы была красивая теория :)
Таким же образом, рискну предположить, можно развенчать немалую часть
топонимов, якобы связанных с Волосом - достаточно просто разобраться с каждым
конкретным случаем, что порой и краеведам-то не удаётся.
Меня вот ещё что в этом отношении интересует. Неоднократно
писалось о местных народных преданиях - о всяких там капищах и идолах Волоса и
т.п. А почему же исследователи - Иванов и Топоров например - разбирают только
поздние литературного происхождения жития и повести, а реальные народные
предания в упор не видят? Быть может, их и нету, преданий-то этих?
Я не знаю ни одного источника, который называл бы Велеса
"скотьим богом", а Волоса связывал с поэзией и т.п. Волоса в
источниках нередко путали с Власием, но мне не известен ни один случай, когда
бы его перепутали с Велесом.
По-поводу Вельняса. Перкунасу соответствует Перун - в этом
вроде никто не сомневается. А почему же тогда Вельнясу соответствует не *Велун
например, а Велес-Волос? Суффикс -ун есть в славянском - с этим никто не
спорит. А с помощью какого суффикса образовался Велес-Волос? Как мне сообщил
В.В.Напольских, лично он не знает такого суффикса :) Я полностью с ним
согласен. Вот опять - красивая теория вполне может рухнуть из-за этих проклятых
законов языка :)
Если вам интересно моё мнение по поводу Волоса и Велеса, то
я не отрицаю, что оно может и измениться. Но на данный момент оно таково. Волос
- это восточнославянский вариант имени св. Власия Севастийского, "скотьего
бога" между прочим. Велес - это, быть может, заимствование из балтийских -
раннее или не очень. Имя это, как известно, находит идентичную фонетически
параллель в литовской мифологии, которой обозначается хозяин иного, подземного
мира. Что вроде бы не противоречит широкоизвестному факту о Велесе из
"Слова о полку Игореве". Кроме того, последняя версия может быть
подтверждена некоторыми данными языка и фольклора (причём прямыми, а не
спекулятивными, как это обычно принято), которым я когда-нибудь хочу посвятить
отдельную заметку.