Мой взгляд на проблему Волоса и Велеса

Sep 18, 2010 17:54

"Наш ответ Чемберлену" :) на вот этот комментарий:
community.livejournal.com/slav_drevnosti/55981.html

Так ведь было бы крайне странно, если бы у южных славян был Волос. Это звучит так же безграмотно, как Велес у западных славян. Некоторые товарищи, увлекаясь своими мифологическими изысканиями, напрочь забывают о законах языка. Забывают, что восточнославянскому полногласию (-оло-, -оро-) соответствует южно- и западнославянское неполногласие (у нас голос - у них глас, у нас ворон - у них вран, и, раз уж пошёл такой разговор :), почему бы не - у нас Волос, а у них Влас?). Или что, теонимы - это святое, на них действие законов языка не распространяется? :)

Проблема с топонимами в том, что волос - это ведь не только топоним, но и ооочень распространённое слово. Хочу в этой связи привести пример из ранней личной практики :) Немного севернее родных мест моей бабушки по матери, на Верхней Вятке, есть река Волосница, приток Вятки. Прочитав иваново-топоровскую книжку, я крайне воодушевился и уже было подумал, что обнаружил в такой чудской глуши остатки культа Волоса. Что мол водяной он ведь волосатик, а есть ишшо и конский волос, ну надо же - думаю :) Вот ведь какая речка. А один из вариантов - Волошница! Ну всё, думаю, тут явно волхвы, явно с волшебством что-то связано :D И знаете, каково было моё разочарование, когда я узнал, что название реки - от волока!!! :)))) Это ж ясно - там верховские вятско-камские волоки, с древности немаловажный торговый путь. Вот ведь ёлки-палки думаю :) Вот так вот. А какая бы была красивая теория :) Таким же образом, рискну предположить, можно развенчать немалую часть топонимов, якобы связанных с Волосом - достаточно просто разобраться с каждым конкретным случаем, что порой и краеведам-то не удаётся.

Меня вот ещё что в этом отношении интересует. Неоднократно писалось о местных народных преданиях - о всяких там капищах и идолах Волоса и т.п. А почему же исследователи - Иванов и Топоров например - разбирают только поздние литературного происхождения жития и повести, а реальные народные предания в упор не видят? Быть может, их и нету, преданий-то этих?

Я не знаю ни одного источника, который называл бы Велеса "скотьим богом", а Волоса связывал с поэзией и т.п. Волоса в источниках нередко путали с Власием, но мне не известен ни один случай, когда бы его перепутали с Велесом.

По-поводу Вельняса. Перкунасу соответствует Перун - в этом вроде никто не сомневается. А почему же тогда Вельнясу соответствует не *Велун например, а Велес-Волос? Суффикс -ун есть в славянском - с этим никто не спорит. А с помощью какого суффикса образовался Велес-Волос? Как мне сообщил В.В.Напольских, лично он не знает такого суффикса :) Я полностью с ним согласен. Вот опять - красивая теория вполне может рухнуть из-за этих проклятых законов языка :)

Если вам интересно моё мнение по поводу Волоса и Велеса, то я не отрицаю, что оно может и измениться. Но на данный момент оно таково. Волос - это восточнославянский вариант имени св. Власия Севастийского, "скотьего бога" между прочим. Велес - это, быть может, заимствование из балтийских - раннее или не очень. Имя это, как известно, находит идентичную фонетически параллель в литовской мифологии, которой обозначается хозяин иного, подземного мира. Что вроде бы не противоречит широкоизвестному факту о Велесе из "Слова о полку Игореве". Кроме того, последняя версия может быть подтверждена некоторыми данными языка и фольклора (причём прямыми, а не спекулятивными, как это обычно принято), которым я когда-нибудь хочу посвятить отдельную заметку.

славянская мифология

Previous post Next post
Up