Аннигиляция в фильме "Аннигиляция"

Sep 06, 2018 10:14


"Ну вот есть курочка Ряба, курица пеструшка, курица гриль… А есть еще курица с автоматом. Я видел таких в кино."
Сомерсет Моэм


Радужная пелена вперемешку с титрами заволакивает экран, рождая воспоминания о незабвенных шестидесятых. Хиппанские аллюзии внушают смутное подозрение о чем-то не том. Но все то. Просто кино призвано быть модным и одновременно умным, и снял его его Алекс Гарленд.
Его новая фантазия с налетом научности подкупает. Несмотря на то, что налет научности быстро слетает, как шелуха, и остается ядро - фантазия. Фантазия на тему одного из фундаментальных (в том числе и науки) вопросов - возникновение жизни. Начиная от деления клетки и далее - с расширением масштабов, - деление людей очередным инопланентным способом - копированием. В связи с этим вопрос обретает более глобальные масштабы, соприкасаясь уже с ненаучным и интуитивным познанием - религией. Мы приникаем к экрану, чтобы одновременно с создателем фильма подумать о непознанной Вселенной, в которой мы обитаем.
Но сначала мы столкнемся с триллером в лучших традициях кино о зомби и прочих страшных мутировавших тварях. Мы удивимся, насколько унылы характеры, как они плохо прописаны, как грубо прорисованы и как же нам хочется, чтобы они поскорее покинули кадр максимально мучительным способом. Да, это пятерка героинь-женщин, которым перестаешь сочувствовать почти сразу. Штурмовой винтовкой они владеют лучше, чем научными инструментами. А с научными инструментами управляются не так ловко, какс бутылкой пива. Но в этом вся интрига. Мы видим всю мучительность их существования, сквозь их облик сквозит архетип сломанной жизни, и их задача в фильме - сломаться окончательно и сгинуть. Личности не важны, важны их философские роли, которые заключаются в том, чтобы вынести на передний план внутреннюю силу главной героини (Натали Портман). А потом нас ожидает интересное открытие и загадочный финал.
Конек Гарленда - жестокость среды обитания и стойкий герой, терзаемый противоречиями и внутренними переживаниями (но он, тем не менее, идет вперед). Мывиделиэто в последнем "Дредде 3Д", в его "Из Машины", который, несмотря на обилие разговоров, имеет привлекательную внутреннюю динамику. То же и здесь - абсолютная угроза всему, и отчаянная героиня, на грани спасающая мир.
Данный фильм - вероятная попытка режиссера и одновременно сценариста привнести нечто новое в созидательную роль представителей инопланетной жизни. Сравним с попсовым "Прометеем", где раса Создателей оплодотворяет мертвую планету клетками собственных тел. Здесь это непонятной разумности сущность, подобно вирусу внедряющаяся в чужую биосферу и меняющая все на своем пути. Вспоминаем название фильма - аннигиляция ли? Пожалуй, название задает всего лишь правильную тональность восприятия фильма. Созидание через разрушение и попытка окупиться в прокате.
Конечно, массовому зрителю данное кино - аннигиляция свободного времени. Смотрится довольно артхаусно, к операторской работе нет претензий. У любителей "28 дней спустя" поначалу во рту пересыхает от узнавания. Но продукт получился не совсем сбалансированный. Пафос борьбы с неведомым сбивается убогими персонажами, эстетика размышления смазывается саспенсом сай-фай-триллера, а саспенс, в свою очередь, размывают личные переживания героев. Хорошая идея, положенная в основу, реализована отлично - как идея, но как кино жаждет масштабов. Слишком маленький бюджет.
Но посмотреть стоит. И переслушать саундтрек.

jazz-cinema, Гарленд, кино

Previous post Next post
Up