На Правмире в статье "От еретика Нестория до Максима Исповедника" написано:
"На 5-м Вселенском соборе был анафеманствован Ориген. Это было очень интересно - целились не в Оригена, а в монахов нескольких монастырей, в том числе Саввы Священного, которые из учения Оригена вынули кусочек, будто все люди изначально были сотворены равными, а потом начинается их постепенное отпадение от Бога, но при этом возможно возвращение к Богу всех. Отсюда учение о том, что мы можем быть равными Богу. Этих монахов называли «исохристами», были они весьма неадекватными ребятами, и в полемике с ними принимается анафематизм на некоторые суждения Оригена.
Поскольку сам Ориген об этом знать не мог, он уже давно умер, до сих пор идут споры, можно ли отделить осуждение учения от участи самого Оригена? При том, что сам Ориген, конечно, никаким еретиком не был - у него были только проблемы с иерархией, но он был в мире с Церковью, в которой жил, занимался катехизацией и в конечном итоге умер. Скажем откровенно - Ориген очень много сделал." (
http://www.pravmir.ru/ot-eretika-nestoriya-do-maksima-ispovednika-video/).
Сравним что по этому поводу говорит 5-ый Вселенский Собор:
"Сами же мы, имея заповедь назидать народ здравым учением (Тит. 2, 1) и глаголать в сердце Иерусалиму (Исаии 40, 2), т. е. Церкви Божией, спешим сеять достойно в правде (Осии 2, 23), собирая плод жизни и возжигая себе самим свет знания из божественнаго Писания и учения святых отцев. Мы почли необходимым изложить кратко по пунктам и проповедание истины и осуждение еретиков и их нечестия. [...] 11. Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковию и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот да будет анафема." [Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. -- Т. 5. -- 4-е изд. -- Казань: Казанская Духовная Академия, 1913. -- 320 с., собрание 8-ое, с. 211, 214].
И 7-ой:
"К ним же сопричисляем Севера, Петра и все их скопище, соединившееся между собою и изрыгавшее много богохульств; а с тем вместе анафематствуем бредни Оригена, Евгария и Дидима, как сделал это пятый (вселенский) собор, бывший в Константинополе." [Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. -- Т. 7. -- 3-е изд. -- Казань: Казанская Духовная Академия, 1909. -- 332 с., деяние 7-ое, определение святаго великаго и вселенскаго собора, втораго в Никее, с. 284].
"И вот мы, последовав апостольским и отеческим преданиям, и осмелюсь сказать, быв соединены во едино всесвятым Духом и проникнуты единомыслием, согласно преданию кафолической церкви и единодушному учению шести святых вселенских соборов, анафематствовали: безумие Ария, сумасшествие Македония, безсмысленный ум Аполлинария, человекообожание Нестория, безумное учение о слиянии (естеств в И. Хр.) Евтихия и Диоскора, далее пустословие Оригена, Дидима и Евгария, и монофелитския или злофелитския ухищрения Сергия, и Гонория, и Кира, и Пирра, и других единомышленников их." [Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. -- Т. 7. -- 3-е изд. -- Казань: Казанская Духовная Академия, 1909. -- 332 с., соборное послание к благочестивейшим государям Константину и матери его Ирине, с. 295].