О согласии Отцов

Dec 31, 2012 14:51

VII Вселенский Собор. Учение богоглаголивых отцов исправило нас. Почерпая от них, мы напились истины. Следуя им, мы прогнали ложь. [...] Отцы проповедуют; мы послушныя чада и пред лицем матери хвалимся преданием кафолической церкви. [...] Мы повинуемся древнему законоположению церкви. Мы сохраняем постановления отцов. Прибавляющих или убавляющих что либо мы анафематствуем [2, деяние 5-ое, окончание его (анафемы и многолетия), с. 205].

Мы следуем древнему законоположению кафолической церкви. Мы сохраняем определения отцов. -- Прибавляющих что либо к (учению) кафолической церкви, или убавляющих от него мы предаем анафеме. [...] Кто уничижает какое либо предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема! [2, деяние 7-ое, продолжение седьмаго деяния (анафемы и многолетия), с. 293, 294].

Кратко сказать: мы сохраняем все церковныя предания, утверженныя письменно или неписьменно. [...] мы следуем Павлу и всему сонму божественных апостолов и святых отцов, содержа принятыя нами предания. [...] Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковныя предания и выдумывать какие либо нововведения, или же отвергать что либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, -- определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки  или миряне, были бы отлучаемы [2, деяние 7-ое, определение святаго великаго и вселенскаго собора, втораго в Никее, с. 284, 285].

Анафематизм Недели Торжества Православия. Отвергающим Соборы Святых отцов и их предания, согласные Божественному Откровению, благочестно хранимые Православно-Кафолическою Церковью, анафема. (http://www.pravoslavie.ru/put/1618.htm)

Преподобный Викентий Лиринский. Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека. (http://azbyka.ru/dictionary/17/consensus.shtml)

Как же поступить православному христианину, когда какая-нибудь частица Церкви отсечется от общения со всеобщей верой? Как иначе, если не предпочесть зараженному и поврежденному члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покуситься пятнать не частичку уже только Церкви, но всю вместе Церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности узнана будет погрешность двух или трех человек или одного какого-нибудь города, или даже одной какой-нибудь области? Тогда он всемерно должен постараться - безрассудству или невежеству немногих, где бы ни были они, предпочесть решения древле-всеобщей Церкви вообще. А если что-нибудь таковое откроется там, где нельзя найти такого решения? Тогда он должен постараться сличить между собой и обсудить собранные мнения предков, тех только, которые, хотя (жили) в разные времена и в разных местах, но непременно пребывали в вере и общении с единой кафолической Церковью и были уважаемыми учителями, и если дознает что, касательно возникшего вопроса, не один только или двое, но все вместе единодушно содержали, передавали в письмени, сообщали живым голосом открыто, часто, твердо, то пусть уразумеет, что этому должно верить без всякого сомнения. (Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков, часть 3: http://www.pagez.ru/lsn/0321.php)

Святитель Василий Великий. Никогда не будет того, чтобы я, уклонившись от истинной христианской веры, стал последователем нечестивого арианского учения; ибо я от отцов наследовал веру в единосущие, которую исповедую и прославляю.

Судья грозил ему смертью, но Василий отвечал:

- Что же? пусть я пострадаю за истину и освобожусь от телесных уз; я давно желаю этого, - только вы не измените своему обещанию. (Святитель Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского: http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=2)

Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления, а некоторыя прияли от апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те и другие имееют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. (Послание 9-е святаго Василия из 27 главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию (Правило 91-е): http://azbyka.ru/otechnik/?Pravila_Svjatyh/pravila_i_sobory_pravoslavnoj_cerkvi_pravila_svjatogo_vasilija_velikogo=9)

Святитель Кирилл Александрийский. И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности -- благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины. Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцев, постараемся принять их за главное руководство, и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями [1, послание Кирилла к Несторию, с. 145].

Святитель Фотий Константинопольский. Если бы 10 или даже 20 отцов сказали так, а 600 и бесчисленное множество не говорили того: кто будет оскорблять отцов, - не те ли, кто, заключая благочестие немногих тех отцов в немногие слова и поставляя их в противоречие Соборам, предпочитают их бесчисленному сонму, или те, кто защитниками своими избирают многих отцов? ( http://orthodoxy33.livejournal.com/4635.html)

Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих Отцов частью выражаться не точно, частью говорить по применению к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпадали и они? Если иные и говорили не точно, или по неизвестной для нас причине даже уклонились от прямого пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины, - мы оставляем их в числе отцов, точно также, как бы они и не говорили того, частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях; но не следуем тем словам их, где погрешили они. (http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/5g10_7-all.shtml)

Святитель Григорий Богослов. Ибо наше изречение означает, что не позволительно не верить словам мужей богоносных, и то же самое, что они достойны вероятия, служит таким доказательством сказанного ими, которое крепче всякого логического довода и опровержения. (Слово 4: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=4)

И о если бы никто не погиб, но все мы пребыли в едином духе, единодушно подвизались за Евангельскую веру, едино мудрствовали; вооружаясь щитом веры, перепоясав чресла истиной, знали одну только брань, - брань против лукавого и против воинствующих под его начальством; не боялись тех, которые могут убить тело, но не могут похитить души; боялись же Господа души и тела; сохраняли драгоценный залог, полученный нами от отцов, то есть поклонялись Отцу, и Сыну, и Святому Духу, в Которых мы крестились, в Которых уверовали, с Которыми сочетались... (Слово 6: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=6)

...внидем в радость того же Господа и, насколько знаю, яснее и чище просветимся светом блаженной, начальной Троицы, в Которую мы уверовали, Которой служим и Которую исповедуем перед Богом и людьми, нимало не страшась и не стыдясь ни внешних врагов, ни встречающихся между нами лжехристиан и противников Духа. И, о если бы нам до последнего издыхания с великим дерзновением соблюсти этот прекрасный залог святых Отцов, живших ближе к Христу и к первоначальной вере, - это исповедание, в котором с детства мы воспитаны, которое прежде всего научились произносить, и с ним, наконец, переселиться из этой жизни, взяв с собой отсюда не другое что, как одно благочестие! (Слово 11: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=11)

Пусть будет у тебя «время войне, и время миру», браку и безбрачию, дружбе и раздору, если и он тебе нужен, и вообще время всякому делу, если сколько-нибудь должно верить Соломону (Еккл.3:1-8). А верить ему должно, потому что совет полезен. (Слово 40: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=40)

Святитель Григорий Палама. И даже если кто из отцов говорит то же, что внешние философы, совпадение только в словах, в смысле же разница велика: у одних, по Павлу, «ум Христов» (1Кор.2:16), а другие вещают от человеческого рассудка, если не хуже. «Насколько небо далеко от земли, настолько мысль Моя далека от мыслей ваших», говорит Господь (Ис.55:9). Да если бы даже эти философы в чем-то и совпали с Моисеем, Соломоном и теми, кто им верен, то что бы выгадали? Кто из нас, имея здравый ум, скажет, что они научились этому от Бога, когда даже еретиков, соблазнившихся после Христа, никто не назовет учениками Бога за то, что они извратили не всю узнанную от Церкви истину? (Триада 1, часть 1, раздел 11: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih=1_1)

Преподобный Феодосий Великий. Мы не принимаем их догматы, но следуем законам ранних отцов. А тех, кто, помимо этих [святоотеческих законов] принял и хранит иные догматы и законы, мы благочестиво отвергаем и предаем анафеме, и хиротонию от еретиков не примем ни за какую цену. А если бы кто-то захотел на нас нечто наложить [в качестве наказания] за это, то мы призываем Бога в свидетели, что будем сопротивляться даже до крови. (Преподобный Иустин (Попович). Записки об экуменизме, 84: http://orthojournal.ru/ru/component/k2/item/61-записки-об-экуменизме)

Равноапостольный Косма Этолийский. Это все диавольские уловки, бывает, кажется, что и диавол совершает «чудеса», чтобы люди поверили ему, согрешали и губили свои души. Но у нас есть заповедь, в соответствии с которой тот, кто прибавляет или убавляет что-то к тому, что установили отцы нашей Церкви, будет анафематствован [3, слово первое (2), с. 222].

Святитель Марк Ефесский. Но на это мы скажем, что -- большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви и -- тем, что было отдельным из Учителей частным образом написано или даже учением его; так -- первому, как преданному Богом, мы должны веровать и согласовать одно с другим, если покажется, что нечто не согласуется; а второму -- мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования. Ибо -- возможно, что кто-нибудь и Учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно. Ибо какая нужда была бы Отцам во Вселенских Соборах, если бы каждый из них не мог ни в чем отступить от истины. (Слово второе об очистительном огне, часть 15: http://www.pagez.ru/lsn/0268.php)

Священномученик Петр Дамаскин. Но так как мы не разумеем не только нас самих и ради нас совершающегося, но и цели этого, и искомого всеми (нами), - потому и Божественное Писание и слова древних святых мужей, пророков, говорю, и праведных, и новых святых отцов кажутся нам несогласными (между собою); и ныне желающие спастись не согласны друг с другом, чего быть не может. (Книга первая. Начало с Богом содержания книги преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина: http://www.pagez.ru/lsn/damaskin/02.php)

Святитель Феодор Абу Курра. Мы обратим сердца тех, кто боится почитать святые иконы к их почитанию, возвратив их на православный путь, установленный и одобренный Отцами. Они были осенены благодатью Святого Духа и научены Им той божественной мудрости, которая скрыта в глубокой темноте от умов мудрых мира сего, мудрейший из них -- это просто глупец по сравнению с самым меньшим из Отцов. (В защиту иконопочитания. Часть 1. Глава 1)

Доказательством этого являются и сами иконы святых апостолов, сохранившиеся до сих пор, также как и икона Христа. Св. Афанасий советует чтить их, говоря, что они весьма древние. Этот строгий наказ дан авторитетнейшим Отцом, необходимый, без сомнения, для каждого христианина. Св. Григорий Богослов говорит в Рождественской проповеди (PG, vol. XXXVI, col. 332A) о поклонении яслям, колыбели нашего Господа Христа, пещере -- Его убежищу -- ведь все, связанное с Ним, достойно этого; это противоречит твоему заблуждению, ведь ты считаешь, что ничему, кроме Бога, нельзя оказывать такое почитание. Что же может быть весомее слов Отцов Церкви? Выше их могут быть только слова святых апостолов и пророков. Св. апостол Павел говорит: "Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1Кор. 12:28). (В защиту иконопочитания. Часть 2. Глава 8)

Преподобный Анастасий Синаит. Но прежде всего и главным образом следует анафематствовать [всякого], проповедующего новую веру и новое учение или придерживающегося их, [если эта вера и это учение] отличается от веры 318 отцов Никейского Собора, 150 отцов Константинопольского Собора и 200 отцов первого Ефесского Собора. Также следует анафематствовать и того, кто из Халкидонского Собора изобретает и извлекает новую веру, помимо образа мыслей Святых Отцов: Дионисия, Иринея, Климента, Амвросия, Юлия, Евстафия, Афанасия, Василия, обоих Григориев, Амфилохия, Иоанна, Епифания, Феофила, Прокла, Ефрема, Исидора, блаженного Отца и учителя [нашего] Кирилла и остальных Отцов, единодушных с ними. Тех, кто не следует этим святым учителям, мы считаем осужденными Церковью и чуждыми Ей. (Путеводитель. Глава 3: http://azbyka.ru/otechnik/?Anastasij_Sinait/putevoditel=3_1)

Преподобный Максим Исповедник. Можно удивляться правильности и великой образованности этого святого Дионисия [Ареопагита], ведомого воистину глубоким знанием непорочных церковных преданий к рассмотрению ложных учений эллинских философов применительно к истине. (Святого Максима предисловие к сочинениям святого Дионисия: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/I/Dionisij_Areopagit/pred.phtml)

Никита Стифат. Еще я лобызаю гробницы и мощи тех, кто скончался ради любви к Богу, тех, кто через исповедание и мученичество пострадал за Христа, тех, кто прославлен знамениями, тех, кто послужил словом и учением на благо Церкви верных, и ликую со всеми ими, чтобы их освящение запечатлелось на моей душе и теле. Принимаю, чту и люблю их богодухновенные писания и труды древних и современных святых учителей Церкви Христовой, согласные с Евангелием и с апостольским учением, поскольку они доставляют пользу душе и содействуют Евангелию Христову. А подложные писания безбожных еретиков как губительные и исполненные всякого вреда не только не принимаю, но вместе с написавшими их предаю анафеме. [...] Вот таково мое исповедание, в котором я родился. Такова моя вера, в которой я был крещен, таково учение, в котором я был вскормлен, с которым я жил и достиг глубокой старости, за которое произнося слова, я не отказался бы пролить кровь. (Исповедание веры)

Ты просишь объяснить, почему мы сказали, что ангелы участвуют в свете и благодати соразмерно чину, хотя отец Григорий Богослов сомневался относительно них? Потому что мы точно научены наблюдавшими чины и силы и озарения их (ангелов); к ним, которые являются более древними служителями Христу, и надо нам полностью присоединиться нежели к божественному отцу Григорию. Кто же они? Павел, который взошел на третье небо и наблюдал там все зрелища и слышал «неизреченные слова» (2Кор.12:4), и Дионисий Ареопагит, ученик его, которому Павел и повелел записать то, что он видел, и то неизреченное, что он слышал от посвящающих в тайны Откровения, что тот и выражает, когда пишет к Тимофею. Что же говорит Дионисий об ангелах и их чинах и свете? Далее внемли разумно. Ведь в 4 главе, которую он озаглавил «Что означает название ангелов», он говорит так: «Однако и для равночинных от всеобщего пресущественного Чиноначалия определено такое установление, чтобы в каждой иерархии были первые, средние и последние чины и силы, и чтобы более божественные были посвятителями и руководителями меньших при божественном возведении, озарении и приобщении» (О Небесной Иерархии. 4:3). В 10 же главе, в которой он представляет «Повторение ангельского благочиния»: «Ибо, - говорит - всеобщая пресущественная Гармония до такой степени предусмотрела священное благоустроение и чинное поведение (у преп. Никиты стоит αγωγης вместо αναγωγης у Дионосия) каждого из словесных и разумных (существ), что и для каждой из иерархий отдельно установила святопристойные чины, и мы видим, что всякая иерархия разделяется на первые, средние и последние силы. Однако и каждое отдельно устроение, собственно говоря, Она разделила на те же самые боговдохновенные гармонии. Потому и говорят богословы, что сами божественнейшие Серафимы взывают друг к другу (Ис.6:3), этим ясно, как я полагаю, показывая, что первые передают вторым богословские знания. Я могу, пожалуй, не без основании добавить то, что и каждый сам по себе и небесный, и человеческий ум имеет свои и первые, и средние, и последние чины и силы, проявляющиеся соответственно священноначальным озарениям по мере каждого для упомянутых собственных восхождений, согласно которым каждый, насколько ему дозволено и доступно, причащается пречистейшему очищению, преисполненному свету и предсовершенному совершенству. Ибо нет ничего самодовлеющего или вообще не нуждающегося в совершенстве, кроме истинно Самосовершенного и Предсовершенного» (О Небесной Иерархии. 10:2-3). Так как в самом деле, как ты видишь, служащие Слову ничуть не сомневаются относительно них (ангелов), будем присоединяться (к ним), не потому, что мы пренебрегаем божественным отцом Григорием - отклони, такое даже помыслить нам невозможно! - по потому, что те имеют старшинство богословия, ибо они научены Словом Божиим и от Него введены более определенно в тайны и божественною, и человеческого. (Письма. 4. Никите Коронидскому, хартофилаксу и синкеллу, Никита Стифат, монах и пpесвитер Студийскою монастыря (ответ))

[1] Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. -- Т. 1. -- 3-е изд. -- Казань: Казанская Духовная Академия, 1910. -- 402 с.
[2] Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. -- Т. 7. -- 3-е изд. -- Казань: Казанская Духовная Академия, 1909. -- 332 с.
[3] Преподобномученик Косма Этолийский. Слова. -- М.: Святая Гора, 2009. -- 272 с.

святитель Григорий Богослов, священномученик Петр Дамаскин, святитель Кирилл Александрийский, неделя Торжества Православия, преподобный Максим Исповедник, Вселенские Соборы, Святые Отцы, преподобный Викентий Лиринский, равноапостольный Косма Этолийский, преподобный Феодосий Великий, святитель Марк Ефесский, согласие Отцов, святитель Григорий Палама, святитель Феодор Абу Курра, святитель Василий Великий, преподобный Никита Стифат, святитель Фотий Константинопольский, преподобный Анастасий Синаит

Previous post Next post
Up