Sep 01, 2021 23:13
Свт. Феофан Затворник: "Самый худший [историк] - Неандер. Этот проклятый жиденок всю историю перепортил своими мудрованиями. У него все устроялось борьбой противоположных сторон и партий. И он следит только за этим и нередко на одном слове строит целую систему и даже целую школу. - Таким образом у него нет места апостольскому преданию, непрерывно хранимому св. Церковью. Таков же пошиб мудрования и у всех его последователей. Извольте сие зарубить в памяти, и так умствовать, что все шло по апостольскому преданию, споры поднимали не одна партия против другой в Церкви. А поднимались суемудры против апостольского предания. Св. Церковь, хранительница его, стояла за него и поражала суемудрых, и из Церкви их изгоняла." (Письма, 1451. Источники и пособия к преподаванию церковной истории. Характеристика Неандера. Наставление о должном преподавании сего предмета)
"Этот [Неандер] всю историю перепортил. У него догматы - суть итог споров между партиями церковными. И ему верят. На деле же было так: Церковь защищала всегда учение апостольское, когда суемудрие восставало против. - Когда Арий изрыгнул свое буесловие; патриарх Александр - с первого же раза изложил преданное апостолами учение Церкви, изложенное им во все продолжение арианства было отпором его, и в конце осталось победоносным, - не как итог споров, а как всегдашнее верование св. Церкви. - Тоже и при появлении несторианства, святой Кирилл (Александрийский) изложил православное учение Церкви, которое осталось и по одолении несторианства. Тоже и относительно иконопочитания. Святой Герман с первого момента появления иконоборства высказал полное о сем учение Церкви. Так и во всем, учение апостольское предшествовало спорам, - вооружало против них, и оставалось после." (Письма, 1452. Христианские догматы не суть итог возникавших споров)
святитель Феофан Затворник